Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

(справочная информация)

15-05-2006

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является международным региональным политическим объединением, в состав которого входят 55 государств-участников (все европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья). Израиль, Иордания, Египет, Тунис, Алжир и Марокко имеют статус средиземноморских партнеров по сотрудничеству, Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия – статус азиатских партнеров по сотрудничеству.

ОБСЕ, признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения – военно-политическое, экономическое/экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Образована в 1975 г. в формате Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в первой половине 90-х гг. постепенно институционализировалось и эволюционировало в Организацию с разветвленной системой органов и полевых присутствий.

Коллективные и руководящие органы

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры.

В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД). Всего за историю Организации было проведено 6 саммитов и 13 встреч министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ. Очередной СМИД состоялся в Любляне (Словения) в декабре 2005 г.

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ для политических консультаций и принятия решений является Постоянный совет, еженедельно заседающий в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 г.

Руководящие органы полномочны обсуждать проблемы безопасности, волнующие государства-участники, и принимать решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.

Действующее председательство ОБСЕ осуществляется на ротационной основе в течение одного календарного года государством-участником, назначенным в качестве такового решением встречи на высшем уровне или Совета министров. Его функции исполняются министром иностранных дел председательствующего государства. В 2006 г. в ОБСЕ председательствует Бельгия, а Действующим председателем является мининдел Карел Де Гюхт.

Действующему председательству при выполнении им своих обязанностей оказывают содействие предыдущее и последующее Действующие председательства, работающие совместно в составе Тройки (в 2006 г. – Словения, Бельгия, Испания).

Действующий председатель может назначать своих личных представителей в отдельных областях деятельности Организации. В гуманитарной сфере в 2004 г. были назначены три Личных представителя (ЛП) ДП по толерантности - Г.Вайскирхен – по вопросам борьбы с антисемитизмом, О.Орхун – по вопросам борьбы с нетерпимостью и дискриминацией мусульман, А.Крикли – по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, в том числе христиан и представителей других религий. Их полномочия продлеваются каждый год.

Военно-политические вопросы, включая проблемы разоружения, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Создан в 1992 г. решением Хельсинкского саммита.

Ежегодная конференция по обзору вопросов в области безопасности (ЕКОБ), консультативный механизм диалога и обзора работы в области безопасности, инструмент реализации "Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке". Учреждена в 2002 г. решением СМИД в Порту, собирается один раз в год в Вене на уровне политдиректоров / заместителей министров иностранных дел. Первое заседание состоялось 25-26 июня 2003 г. Четвертое заседание ЕКОБ планируется провести в июне 2006 г.. В феврале 2006 г. запланировано проведение Семинара высокого уровня по военным доктринам.

Экономический форум ОБСЕ рассматривает актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества. В предыдущие годы Форум созывался ежегодно в Праге. Начиная с 2006 года Экономфорум будет проводиться в три этапа по 2-3 дня в различных странах-участницах ОБСЕ, включая Прагу.

Гуманитарные вопросы обсуждаются на ежегодных Совещаниях по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения, которые проводятся в Варшаве. Действующее председательство совместно с БДИПЧ также организовывает Дополнительные совещания (проводятся три раза в год) и Семинар по вопросам человеческого измерения, которые посвящаются актуальным проблемам защиты прав человека на пространстве ОБСЕ. К участию в форумах гуманитарного направления, помимо официальных делегаций, широко привлекаются представители неправительственных организаций.

Секретариат и институты ОБСЕ

Секретариат ОБСЕ занимается административно-оперативным обеспечением деятельности ОБСЕ. Расположен в Вене. Возглавляется Генеральным секретарем (с июня 2005 года – Марк Перрен де Бришамбо, Франция). Состоит из 9 подразделений: офиса Генсекретаря, Центра по предотвращению конфликтов, офиса Координатора деятельности ОБСЕ в области экономики и охраны окружающей среды, Спецподразделения по стратегическим вопросам полицейской деятельности, Антитеррористического подразделения, Подразделения по борьбе с торговлей людьми, Департамента по вопросам управления и финансов, Департамента людских ресурсов, Пражского офиса (архив).

Центр по предотвращению конфликтов (ЦПК) – отвечает за всестороннюю поддержку Действующего председателя и государств-участников в выполнении задач ОБСЕ в сфере раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, управления в кризисных ситуациях и постконфликтного урегулирования. В его задачи также входит поддержка миссий на местах (директор – Ламберто Заньер, Италия);

Офис Координатора деятельности ОБСЕ в области экономики и охраны окружающей среды – Координатор уполномочен укреплять возможности Постоянного совета и других институтов ОБСЕ в рассмотрении экономических, социальных и экологических аспектов безопасности (глава Бюро – Бернард Снуа, Бельгия);

Департамент по вопросам управления и финансов – отвечает за все административные вопросы, включая проведение конференций, службу перевода, протокол и документооборот, бюджетные и финансовые вопросы (директор – Михаэль Граф фон дер Шуленбург, Германия);

Департамент людских ресурсов – отвечает за набор персонала, комплектацию штата миссий ОБСЕ, обучение и повышение квалификации, в компетенцию также входят также вопросы гендерного равенства в штате ОБСЕ (директор – Паулина Фуази, Канада).

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 г. Занимается содействием в проведении выборов, организуя наблюдение за национальными избирательными процессами и содействуя становлению национальных избирательных органов; поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.; реализует целевые проекты в области совершенствования законодательства, продвижения принципов равенства и недискриминации. В рамках БДИПЧ также действует Пункт ОБСЕ для контактов по вопросам народности рома и синти. С 1 февраля 2003 г. Директор Бюро – Кристиан Штрохал (Австрия).

Сложившаяся система наблюдения за выборами на пространстве ОБСЕ по линии БДИПЧ вызывает серьезную озабоченность России - западные государства пытаются использовать Бюро в качестве инструмента политического влияния в странах к “Востоку от Вены”. Ощущается настоятельная потребность ввести ясный и “прозрачный” порядок формирования мониторинговых миссий, назначения их руководителей, определения числа наблюдателей, обеспечения сбалансированности их состава. Нужно упорядочить процедуру объявления оценок по итогам наблюдения.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 г. в Гааге. Его основная задача – предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве. В настоящее время этот пост занимает Рольф Экеус (Швеция).

Представитель по свободе СМИ работает с 1997 г. в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы, оперативно реагирует на случаи серьезного нарушения принципов и обязательств ОБСЕ, касающихся свободы выражения мнения и свободы СМИ. C 10 марта 2004 г. эту должность занимает Миклош Харашти (Венгрия).

Органы, связанные с ОБСЕ

Совместная консультативная группа – осуществляет контроль за выполнением Договора об ОВСЕ, разрешает противоречия в его толковании, а также споры, возникающие при его исполнении. Заседания проводятся регулярно в Вене.

Консультативная комиссия по открытому небу – обсуждает все вопросы, возникающие в связи с применением Договора по открытому небу. Заседания проводятся регулярно в Вене.

Полевые присутствия

На пространстве ОБСЕ функционируют 17 полевых присутствий Организации, размещенных в 16 государствах-участниках. Несмотря на разноплановость мандатов, состава и условий работы, все они были созданы для оказания содействия правительствам принимающих государств по их просьбе или согласию, главным образом в сфере строительства демократических институтов, выборов, верховенства закона и других вопросов компетенции ОБСЕ. Их распределение по регионам выглядит следующим образом:

Балканы

1. Миссия в БиГ – 1995

2. Миссия в Хорватии – 1996

3. Присутствие в Албании – 1997

4. Миссия в Косово (СиЧ) – 1999

5. Миссия в СиЧ – 2001

6. Контрольная миссия в Скопье

по предотвращению распространения конфликта (Македония) – 1992

Кавказ

1. Миссия в Грузии – 1992

2. Бюро в Баку (Азербайджан) - 1999

3. Бюро в Ереване (Армения) – 1999

Страны ЦВЕ

1. Миссия в Молдавии – 1993

2. Бюро ОБСЕ в Минске (Белоруссия) – 2003

3. Координатор проектов ОБСЕ в Украине – 1999

Центральная Азия

1. Центр в Ашхабаде (Туркменистан) – 1998

2. Центр в Алма-Ате (Казахстан) – 1998

3. Центр в Бишкеке (Киргизия) – 1998

4. Центр в Ташкенте (Узбекистан) – 2000

5. Центр в Душанбе (Таджикистан) – 2002

В 1993-2001 гг. действовали миссии ОБСЕ в Латвии и Эстонии, которые, несмотря на возражения российской стороны, были закрыты путем непродления их мандатов. Действуют Представители ОБСЕ при Эстонской комиссии по военным пенсионерам в Таллинне (Уве Маренхольц, Германия) и при Латвийско-российской комиссии по военным пенсионерам в Риге (Хельмут Напионтек, Германия). В 1995-2002 гг. функционировала Группа содействия ОБСЕ в Чечне, которая также завершила свою деятельность в связи с окончанием срока мандата.

Парламентская ассамблея

Создана в 1991 г. в качестве самостоятельной парламентской структуры с целью содействия участию парламентов государств-участников в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций, относящихся к работе ОБСЕ. Состоит из более 300 парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии. Летние сессии проходят ротационно в одном из государств-участников, зимние – в Вене. Последняя, 14-я летняя сессия прошла в Вашингтоне в июле 2005 г. Следующая состоится в Брюсселе.

Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств. Председатель ПА ОБСЕ – Элси Хастингс (США). Российская делегация насчитывает 15 членов (5 от Совета Федерации и 10 от Государственной Думы).

Секретариат Ассамблеи находится в Копенгагене.

Суд по примирению и арбитражу

Утвержден Конвенцией ОБСЕ о примирении и арбитраже, подписанной в декабре 1992 г., депозитарием которой выступает Швеция. Размещается в Женеве. Не является постоянно действующим судебным органом. Представляет собой реестр арбитров, которых государства в случае третейского разбирательства могут выбирать для проведения арбитража. До настоящего времени не востребован.

В апреле 2005 года состоялось первое заседание Арбитражной Комиссии, учрежденной Положениями о персонале от июня 2003 года. Комиссия ОБСЕ призвана играть ту же роль, что и административные трибуналы в других международных организациях: в задачи Комиссии входит рассмотрение споров между ОБСЕ и ее служащими и, соответственно, проверка правильности действий Секретариата и миссий. Решения будут носить прецедентный характер. Толкование норм Комиссией должно учитываться всеми структурами Организации, тем самым способствуя их единообразному применению. Комиссия рассмотрела первые три дела. Учитывая конфиденциальность процедуры, решения доведены до сведения только истцов и соответствующих структур ОБСЕ.

Бюджет и штат сотрудников ОБСЕ

Бюджет формируется из ежегодных взносов стран-участниц по установленным шкалам. 25 ноября 2005 г. принято решение Постсовета о новых шкалах взносов государств в бюджет Организации на 2005–2007 гг., которое приближает систему финансирования ОБСЕ к принципу платежеспособности, применяемому в ООН. Заложена возможность пересмотра в 2008-2010 гг. "потолка" взносов для каждой страны. Содержится положение о регулярном - раз в три года - пересмотре шкал с опорой на упомянутые принципы и актуализированные показатели ООН по ВВП соответствующих стран.

Решение является конкретным шагом вперед в одной из ключевых областей реформы ОБСЕ, в деле установления внятных, объективно обоснованных правил всей ее деятельности.

Российский взнос по т.н. стандартной шкале (финансирование Секретариата и институтов ОБСЕ) в 2005 г. сокращается с 9% до 6,62% и далее до 6,50% и 6,00% в 2006 и 2007 гг. соответственно. По миссионной шкале (финансирование полевых присутствий) наш взнос в 2005 г. сокращается с 3,72% до 3,41% и далее до 3,09% и 2,50% в 2006 и 2007 гг. В результате за 2005 г. вместо 8,8 млн. евро мы заплатим в бюджет ОБСЕ 6 млн. евро. Экономия за три года составит 6,5 млн. евро.

Наибольший рост взносов происходит у США: по стандартной шкале – с 9% до 11% в 2005 и 2006 гг. и до 11,50 в 2007 г.; по миссионной шкале – с 13,57% до 14% (это нынешний "потолок" взносов). Несколько увеличиваются взносы других основных плательщиков – Германии, Франции, Великобритании и Италии: по стандартной шкале с 9,1% до 9,35%, по миссионной (кроме Германии) с 10,34% до 11,09% (по данной шкале у Германии рост больше – с нынешних 11,31% до 12,06%). Взносы всех государств СНГ сокращаются в пределах от 0,05% до 0,3%.

Принятый на 2006 год бюджет ОБСЕ составил 168 165 800 евро.

Штат сотрудников ОБСЕ и ее институтов составляет более 400 человек, в т.ч. 15 российских граждан. Еще около 800 международных сотрудников, в основном направленных государствами-участниками ОБСЕ в порядке прикомандирования (в том числе 18 российских граждан), а также около 2000 местных сотрудников заняты в 17 миссиях и присутствиях ОБСЕ на местах.

Этапы истории

Первый саммит (Хельсинки-1975). 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан на высшем уровне Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), давший старт общеевропейскому процессу.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами.

Кроме того, он включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три “корзины” – три измерения безопасности:

- военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

- экономико-экологическое измерение – анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

- человеческое измерение – политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в т.ч. по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

В развитие итогов Хельсинкского саммита были проведены встречи в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983) и Вене (1986-1989), а также конференция по мерам доверия и разоружению в Стокгольме (1984-1986).

Второй саммит (Париж-1990). Парижское совещание глав государств и правительств (19-21 ноября 1990 г.) имело особое значение для эволюции СБСЕ. На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи "холодной войны" Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

Другим важнейшим результатом парижского саммита стали решения об институционализации СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: саммиты, Совет министров иностранных дел и Комитет старших должностных лиц.

Первое заседание СМИД ОБСЕ прошло в Берлине 19-20 июня 1991 г.

10 сентября - 4 октября 1991 г. в Москве прошло третье, заключительное, совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое состоялось в 1989 г. в Париже, второе - в 1990 г. в Копенгагене). В принятом на московском совещании документе впервые отмечено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств.

Второй СМИД ОБСЕ проходил в Праге 30-31 января 1992 г.

Третий саммит (Хельсинки-1992). Принятый на нем документ "Вызов времени перемен" дал импульс началу превращения СБСЕ из форума политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества от Ванкувера до Владивостока. СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать практические меры по предотвращению и урегулированию локальных и региональных конфликтов.

Третья, стокгольмская встреча СМИД (14-15 декабря 1992 г.) продолжила этот процесс. На ней был учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ, положено начало работе венской группы КСДЛ, в рамках которой шло обсуждение всех текущих вопросов деятельности СБСЕ.

24 марта 1992 г. под эгидой СБСЕ был подписан Договор по открытому небу, дополнивший комплекс соглашений в сфере контроля над обычным вооружением.

Задачам повышения эффективности СБСЕ, перепрофилирования его потенциала на миротворчество и урегулирование кризисов, был посвящен четвертый, римский СМИД СБСЕ (30 ноября-1 декабря 1993 г.). Он принял Декларацию по агрессивному национализму, одобрил ряд решений по структурному укреплению СБСЕ, в т.ч. о создании Постоянного комитета СБСЕ - института постоянных представителей государств-участников.

Четвертый саммит (Будапешт-1994). 5-6 декабря 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ.

В документах саммита - политической декларации "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и других решениях - нашли отражение положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников.

Крупным итогом саммита стала договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы ХХI века. Военно-политические договоренности ("Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Принципы, регулирующие нераспространение" и др.) заложили основу единого пространства доверия.

7-8 декабря 1995 г. в Будапеште состоялась 5-я встреча СМИД. Она была сфокусирована на двух ключевых темах - новой модели безопасности и вкладе ОБСЕ в югоурегулирование. По модели безопасности был принят промежуточный документ, подводящий итоги годичной дискуссии и намечающий ориентиры дальнейшей работы.

Пятый саммит (Лиссабон-1996). 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств - участников ОБСЕ.

В принятых документах - Декларации лиссабонского саммита и Декларации "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века" – была подчеркнута необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.

Другой важный результат Лиссабона - принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая нынешние уровни вооружений и развертывания. Принятые в Лиссабоне "Концептуальная база контроля над вооружениями" и "Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности" закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе.

Вместе с тем, к Лиссабонскому саммиту в работе Организации стали все заметнее проявляться географический и функциональный дисбалансы. Первый был связан с развертыванием оперативной деятельности ОБСЕ исключительно на постсоветском и постюгославском пространстве, другой – с явным креном в сторону "гуманитарно-конфликтной" проблематики. В дальнейшем эти дисбалансы усиливались, приведя к серьезному системному кризису Организации.

18-19 декабря 1997 г. в Копенгагене состоялась 6-я встреча СМИД. Ее главным результатом стало развернутое решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.

7-я встреча СМИД прошла 2-3 декабря 1998 г. в Осло. Значимым политическим итогом СМИД стало принятие Декларации, в которой отражены подходы России к роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности, основным актуальным проблемам, а также рискам и вызовам современной Европы. В Декларацию вошли также положения о полицейских операциях ОБСЕ.

Значительное место на СМИД в Осло заняли косовская проблематика и конфликты на территории СНГ. Был принят ряд решений, в частности, по Грузии, Молдавии, Центральной Азии, об укреплении возможностей ОБСЕ, по вопросам рома и синти, о расположении офиса ВКНМ. Было также подтверждено положение о территориальной целостности СРЮ.

Шестой саммит ОБСЕ (Стамбул-1999) состоялся 18-19 ноября 1999 г. Российскую делегацию возглавлял Б.Н.Ельцин. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации ДОВСЕ, приняты итоговая политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия. Был принят ряд заявлений, в которых фиксировались политические обязательства России по выводу военного имущества из Молдавии и об урегулировании вопроса о российских военных базах в Грузии (т.н. стамбульские обязательства).

Усиливавшиеся в течение ряда лет дисбалансы в работе ОБСЕ привели к критической ситуации на 8-м СМИД в Вене (27-28 ноября 2000 г.). В силу принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию. В результате были приняты только декларация "О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе" и решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми. Кроме того, был одобрен принятый в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности Документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия.

3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось 9-е заседание СМИД ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала министерская декларация. Приняты решение и План действий по борьбе с терроризмом; а также документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, ряд заявлений по региональным проблемам (Грузии и Молдавии, Нагорному Карабаху, ЮВЕ и Центральной Азии) и оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ.

Главный итог бухарестской встречи заключается в начале реформы ОБСЕ, нацеленной на исправление географического и функционального дисбалансов в работе Организации, укрепление ее роли как механизма межгосударственного сотрудничества по вопросам европейской безопасности.

6-7 декабря 2002 г. в г.Порту (Португалия) состоялась 10-я встреча СМИД ОБСЕ. Принята Хартия по противодействию с терроризмом и борьбе с ним, решения о разработке Стратегии реагирования ОБСЕ на угрозы безопасности и стабильности в XXI веке и нового Документа – стратегии в области экономического и экологического измерения, достигнута договоренность о проведении Ежегодных конференций по обзору в области безопасности. Постсовету поручено оценить возможности ОБСЕ по проведению миротворческих операций. Приняты также решения по вопросам, связанным с толерантностью и недискриминацией, и о дальнейшей разработке стандартов по проведению выборов. Подтверждена необходимость продолжения реформы ОБСЕ.

1-2 декабря 2003 года в Маастрихте (Нидерланды) состоялась 11-я встреча СМИД ОБСЕ. Значимым политическим итогом стало принятие двух документов – Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке и Документа-стратегии в области экономического и экологического измерения. На встрече был принят ряд решений, касающихся вопросов военно-политического и человеческого измерения (о ПЗРК, запасах обычных боеприпасов, борьбе с торговлей людьми, План действий по улучшению положения рома и синти) и институциональной реформы ОБСЕ (о ежегодном докладе).

Участникам СМИД в Маастрихте не удалось прийти к консенсусу по тексту политической декларации и региональным заявлениям (кроме заявления по ЮВЕ). Впервые после стамбульского саммита 1999 г. в документах СМИД не были подтверждены обязательства России по выводу военного имущества из Молдавии и Грузии (т.н. стамбульские обязательства).

12-й СМИД ОБСЕ состоялся 6-7 декабря 2004 г. в Софии (Болгария). В числе принятых в Софии документов (всего 21) - решения по таким конкретным мерам контртеррористического сотрудничества, как повышение безопасности контейнерных перевозок, создание базы данных об утерянных и украденных загранпаспортах, усиление контроля за оборотом ЛСО и ПЗРК, пресечение использования Интернета террористическими организациями, а также разработка концепции ОБСЕ по вопросам безопасности границ и пограничного режима, сотрудничество в сфере борьбы с коррупцией, противодействия различным формам нетерпимости, торговле людьми. В этом же ряду - заявление по нагорно-карабахскому конфликту.

Одобрены инициированные Россией совместно с партнерами по СНГ Декларация в связи с 60-летием окончания второй мировой войны и Заявление по борьбе с терроризмом. Из-за ультимативных требований Запада не удалось выйти на взаимопонимание по тексту политдекларации, как и на министерской встрече в Маастрихте в декабре 2003 г. Содержание политдекларации было изложено в неконсенсусном резюме Действующего председателя ОБСЕ, мининдел Болгарии С.Паси. Российская сторона сделала к нему интерпретирующее заявление.

В июне 2005 г. при активном участии российских представителей “Группой мудрецов по повышению эффективности ОБСЕ” был подготовлен содержащий более 70 предложений и рекомендаций доклад по перестройке деятельности Организации, в котором в достаточно полной мере нашли отражение наши идеи. Положения доклада получили широкую поддержку на состоявшихся в Вене 12-13 сентября 2005 г. межправительственных консультациях высокого уровня.

Несмотря на то, что третий год подряд из-за попыток разыграть “карту” т.н. стамбульских обязательств России по выводу войск и вооружений из Грузии и Молдавии 13-й СМИД ОБСЕ в Любляне (5-6 декабря 2005 г.) завершился без политдекларации, позитивно оцениваем его итоги. Встреча была сосредоточена на вопросах, от решения которых реально зависит судьба Организации, - повышение роли и востребованности ОБСЕ в современных условиях, адаптация ее повестки дня к новым вызовам безопасности, реформирование структур и институтов ОБСЕ, улучшение характера ее деятельности в трех измерениях безопасности.

Ключевое значение имеет решение “О повышении эффективности ОБСЕ”, в котором изложена конкретная программа действий на реформенном треке в течение 2006 года. Среди зафиксированных в ней тем - наделение ОБСЕ международной правосубъектностью и принятие правил процедуры; укрепление роли Генерального секретаря ОБСЕ; совершенствование процесса консультаций, включая учреждение комитетов Постсовета; модернизация Секретариата; повышение эффективности институтов и полевых миссий ОБСЕ; учреждение нового типа полевых миссий – не “страновых”, а тематических (ротационных); совершенствование работы Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), в т.ч. в вопросах, связанных с избирательными процессами; повышение эффективности и транспарентности бюджетного и внебюджетного финансирования ОБСЕ; приведение бюджетного планирования ОБСЕ в большее соответствие с политическими ориентирами, определяемыми СМИД. Реализация реформенной “дорожной карты” должна стать главным приоритетом ОБСЕ в 2006 г. для всех государств-участников ОБСЕ.

На СМИД также согласованы заявления по Грузии и по Нагорному Карабаху, принято 22 имеющих прикладное значение решения по основным направлениям деятельности Организации: конкретные аспекты борьбы с терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком и торговлей людьми; безопасность границ и пограничный режим, миграция; толерантность и недискриминация; повышение безопасности контейнерных перевозок; поддержка образования в области прав человека.