Урок 26. Бусины в цепочке


План урока


Работа с бумажным учебником (15–20 мин)
1. Знакомство с листом определений «Бусины в цепочке».
2. Решение обязательных задач 146–148, 151.
Решение необязательных задач бумажного учебника
3. Решение задач 149, 150, 152.

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)
4. Решение задач 74–80 .


Знакомство с листом определений «Бусины в цепочке»


На этом листе определений вводятся порядковые числительные. Конечно, дети слышали слова первый, второй, последний: «Чур, я первый», «Вася пришел последним» и т. д. Как вы понимаете, смысл порядковых числительных в разных случаях один и тот же. Просто речь в одном случае идет о временных цепочках, а в другом – о пространственных. Пространственные и временные последовательности смыкаются в процессе пересчета.


Как видите, этот лист определений – непосредственное продолжение предыдущего листа определений - «Цепочка». Для более старших детей имело бы смысл соединить их в один урок, но первоклассникам мы специально дали дополнительное время (на предыдущем уроке), чтобы просто привыкнуть к новому понятию, прежде чем вводить содержательные понятия и переходить к решению более сложных задач.

Итак, примеры предыдущего листа определений («Цепочка») должны были на интуитивном уровне сформировать у детей идею «нанизывания» – вызвать ассоциации с настоящими цепочками настоящих бусин. Процесс реального нанизывания (бусин на нитку или колечек на стержень пирамидки) отличается тем, что после окончания процесса мы не можем взять объект из цепочки, не сняв предварительно все предыдущие. Т. е. объекты, собранные в цепочку, находятся между собой в отношениях жесткого порядка, который можно изменить, только разрушив (разобрав) цепочку. Таким образом, примеры предыдущего листа определений вплотную подводили ребенка к идее порядка. На данном листе определений идея порядка бусин в цепочке представлена явно. Отметим, что бусины в цепочке упорядочены относительно начала, конца, любого элемента в цепочке и относительно друг друга. Но пока дети только начинают знакомится с порядком элементов в цепочке, поэтому данный лист определений посвящен знакомству с самым естественным порядком бусин в цепочке (общим) – порядком от начала цепочки. С точки зрения жизненного опыта ребенка вполне естественно называть первый от начала цепочки элемент – первым, второй – вторым и т. д. Точно также называются дни от начала месяца, уроки от начала учебного дня и т. д. Как видите, мы не вводим специального слова для объектов из которых состоит цепочка. Все такие слова: элементы, объекты, члены (последовательности) для 1 класса оказываются слишком наукообразными. Поэтому в каждой конкретной ситуации мы указываем объекты в цепочке с названием элементов, из которых она состоит: первая бусина, третья буква, пятая фигурка и т. д.


Кроме порядковых названий элементов цепочки на данном листе определений вводятся еще два понятия – последний и предпоследний. Вообще-то эти понятия относятся к другому виду нумерации элементов цепочек – нумерации с конца, ведь последний – это элемент, которым заканчивается цепочка, то есть первый с конца. Об этом виде порядка мы будем говорить с детьми позже. Пока дети будут использовать понятия «последний» и «предпоследний» в их естественном, языковом значении.


Решение обязательных задач из бумажного учебника


Задача 146. Первая задача, в формулировке которой встречается выражение так, чтобы. Это первая задача на построение цепочки фигурок, удовлетворяющей заданным свойствам или на построение цепочки по описанию. В этом отличие данной задачи от задач предыдущего урока – до настоящего момента элементы выстраивались в цепочку произвольно (как хочешь). Задача эта может оказаться довольно трудной – нужно очень внимательно прочесть совсем непростой текст условия и затем постараться как можно аккуратнее соединить фигурки. Мы настоятельно рекомендуем работать в таких задачах простым карандашом: цепочку, нарисованную ручкой или фломастером, трудно будет исправить в случае неправильного решения. Пока мы еще продолжаем в условии задачи напоминать о необходимости ставить значки начала и конца цепочки, без них задача просто не будет решена. В этой задаче происходит первая попытка установления связи между порядком бусин от начала цепочки (первая, вторая, …..) и порядком с конца (последняя, предпоследняя). Например, не все ребята сразу догадаются, что в данном случае пятая и последняя бусины – это одно и то же.


Задача 147. Здесь в ходе выполнения инструкции дети осваиваются с новой терминологией, относящейся к порядку бусин в цепочке (первая, вторая, последняя, предпоследняя). Порядковая нумерация элементов в цепочке приводит к тому, что любой ее элемент можно точно указать, он жестко закреплен своим местом в цепочке (второй, пятый, десятый и т.д.). Это позволяет строить инструкции, подобные данной, которые могут выполняться вполне формально.


Может быть кто-то из детей заметит, что инструкция похожа на цепочку, в ней есть первое, второе и т.д. последнее действие.


Задача 148. Как в любой задаче со словом «каждая», здесь необходим полный перебор. Чтобы не запутаться, лучше всего помечать каждую просмотренную цепочку – если первая бусина синяя, то обводить; если нет – ставить около нее какой-то значок (например, галочку) или вычеркивать.


Задача 151. Это первая задача, в которой дети формально выполняя цепочку действий (инструкцию), получают вполне осмысленное слово русского языка. Многим ребятам это наверняка понравится. Кое-кто угадает и запишет слово раньше, чем выполнит (или даже дочитает) инструкцию до конца. Это неплохо, но необходимо проверить для полученной цепочки букв все пункты инструкции.


Решение необязательных задач бумажного учебника


Задача 149. Несложная задача на повторение темы «Одинаковые фигурки, разные фигурки». Ее можно предложить слабым учащимся или оставить для домашней работы.


Задача 150. В этой задаче впервые нужно найти объект (цепочку), удовлетворяющую сразу трем условиям. Поиск такой цепочки может отнять у ребенка некоторое время. Если кто-то из детей совсем запутался, посоветуйте ему вычеркивать неподходящие цепочки. Например, можно, прочитав первое условие (последняя буква К), сразу вычеркнуть все цепочки, у которых последняя буква не К (САПОГ, КУС). Оставшиеся два условия мы будем проверять только для тех цепочек, которые не вычеркнуты. Из них лишь у двух вторая буква – У, остальные можно вычеркнуть. В конце концов у нас остается только одна подходящая цепочка.

Как бы не решали дети, попросите их в конце самостоятельно проверить, выполняются ли для найденного ими слова все три данные условия. В некоторых задачах просьба об этом входит в условие, но полезно приучать детей делать это всегда! Как видите, здесь мы уже не указываем, откуда именно нужно вырезать цепочку. Мы действительно постепенно будем переходить от полной формулировки «вырежи с листа вырезания и наклей», к укороченной – «вырежи и наклей», ведь постепенно дети должны понять, что вырезать они будут всегда только с листа вырезания (это часть правил игры). Тем не менее, если кого-то из детей такая укороченная формулировка затруднит, подскажите, что, если сказано «вырезать», значит нужно искать лист вырезания.


Задача 152. Здесь использованы грузинсике буквы. Проверять правильность решения (и ребенку, и вам) будет легче, если при решении задачи ребенок будет пользоваться фломастерами разных цветов.


Решение задач компьютерного урока


Задача 74. В ходе решения данной задачи дети закрепляют лексику нового листа определений. Здесь текстовые окна используются для ответов на вопросы о порядке букв в цепочке. Ответом на каждый из вопросов является одна буква цепочки, поэтому окна запрограммированы односимвольными.


Задача 75. Эта задача и по содержанию, и по техническому исполнению аналогична задаче 146 бумажного учебника. Для рисования соединительных линий, начала и конца цепочки дети, конечно, будут использовать карандаш. Возможно, у них получится не слишком ровно и красиво – это не страшно, главное чтобы выполнялось условие задачи. В компьютерном виде подобные задачи технически проще решать в виде «Положи в окна цепочки фигурки так чтобы….», так мы их чаще всего и будем формулировать. Но на первых уроках по теме, когда дети еще не освоились с внешним видом цепочек, мы считаем полезным предлагать рисовать все линии цепочки самим учащимся. Не смотря на схожесть задач, мы считаем полезным предложить ребятам обе задачи. При недостатке времени на уроке слабым ребятам можно разрешить пропустить бумажную задачу, а сильным – компьютерную (она немного проще).


Задача 76. Эта задача аналогична задаче 147 бумажного учебника. Отличается она лишь тем, что здесь в каждом из двух первых пунктов инструкции при помощи союза «и», по сути, соединены два задания. Возможно, кому-то из детей это покажется сложным.


Задача 77. Здесь нужно выбрать цепочку из набора по не простому описанию. Если кто-то из ребят в этой задаче запутается, помогите ему разложить решение задачи на простые шаги и организовать перебор. Итак, берем первую цепочку (БАРАН), находим ее первую букву, затем предпоследнюю и сравниваем их. Видим, что буквы (Б и А) – разные. Значит, можем пометить первую цепочку (например, галочкой) и взять следующую цепочку. Так мы будем действовать до тех пор, пока не найдем подходящую по условию цепочку, ее и нужно положить в окно.


Задача 78. Необязательная задача на повторение.