В.В.Коновалов. Коляска. Жена Чертокуцкого у зеркала. 1902

Коновалов Василий Васильевич - талантливый живописец, выпускник Императорской Академии художеств, с 1884 по1906 гг. жил в Саратове. Драматизм и сложность эпохи рубежа 19-20 веков отразились на его мироощущении и творчестве. Тематика его произведений связана с человеческими страданиями и смертью. Содержание таких картин, как "Нашли", "До вскрытия", "На больничном дворе", вызывает чувство печали и обреченности. Коновалов хранил строгую приверженность реализму, связанную с традициями передвижничества. Преподавая с 1898 г. в Боголюбовской рисовальной школе, он оказал большое влияние на учащуюся молодежь и художественную среду Саратова. Его учениками были известный скульптор А.Т. Матвеев и художник-символист В.Э. Борисов-Мусатов, отзывавшиеся о своем учителе с большой благодарностью и теплотой.

Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя были выполнены художником в 1902 году по заказу Саратовского земства, которое хотело отметить пятидесятилетие со дня смерти писателя изданием его избранных произведений. Большинство предшественников и современников Коновалова, иллюстрируя Гоголя, обращалось к средствам графики, черно-белые цветовые контрасты которой помогали выразить гиперболичность и сатирическую заостренность образов, способствовали ясности и четкости характеристик. На решение мастера сделать живописные иллюстрации могли повлиять две причины. Во-первых, Коновалов, хотя и много рисовал, прежде всего был живописцем. Во-вторых, изобразительность как черта гоголевского стиля могла импонировать художнику. Живописные средства давали возможность более полно отразить многоплановость и глубину постижения жизни гениальным писателем, фантастичность этой жизни, ушедшую в обыденность, в быт. Не всегда язык графики способен это выразить.

Глубокое знание провинциального быта, использование интерьера, вещного мира в качестве средств характеристики персонажей сближают Гоголя и Коновалова.

Использование черно-белой колористической гаммы позволяет художнику решать различные задачи. В одних сюжетах этот колорит как нельзя лучше соответствует унылой жизни русской провинции середины 19 века. В других - является выразителем социальных или психологических контрастов, подчеркивает ироническую или сатирическую оценку персонажей. Коновалов точно следует развитию сюжета. Его иллюстрации отличает высокое профессиональное мастерство.

В число иллюстраций Коновалова к повести Гоголя "Коляска" входит и портрет супруги главного героя, данный в интерьере ее уборной. Художник решил уделить особое внимание "хорошенькой хозяйке" имения, вслед за автором повести, в описании которым "молоденькой и хорошенькой" жены Чертокуцкого сквозь неизменную констатацию ее женской прелести просвечивает тонкая незлая ирония.

Кисть живописца запечатлела героиню повести перед зеркалом, когда она, проснувшись в такое время, "которое по деревням не называется рано", и, "надев спальные башмачки, которые супруг ее выписал из Петербурга, в белой кофточке, драпировавшейся на ней, как льющаяся вода, <...> вышла в свою уборную, умылась свежею, как сама, водою и подошла к туалету. Это, по-видимому, незначительное обстоятельство заставило ее просидеть перед зеркалом ровно два часа лишних".

Чуть склоненная фигура молодой женщины, сидящей в утреннем домашнем наряде на стуле перед туалетным столиком, вписывается в контуры этого предмета мебели, как его составная часть. Туалетный столик любовно украшен прихотливыми бантами и кружевной драпировкой. На его поверхности расположено множество различных предметов, необходимых женщине для совершения туалета (читатель видит ручное зеркальце, пудреницу, свечу ). Зеркало в нарядной раме предназначено отражать предмет забот и гордого любования - облик хозяйки. Этот туалетный столик с зеркалом и с предметами ухода за собой воплощает сущность образа жизни жены Чертокуцкого, ее мир, главное, чем наполнена ее жизнь.

Художник создает портрет "довольно хорошенькой" женщины в двух ракурсах. Один - дан спиной и чуть боком к зрителю, в грациозном наклоне к зеркалу. Зрителю предоставляется оценить модную утреннюю прическу и выписанный из столицы изящный наряд. Другой портрет - отражение в зеркале красивого лица с самодовольным томным взором и кокетливо-загадочной улыбкой. Художник помогает читателю понять, чем могла заниматься молодая женщина перед зеркалом ровно два часа лишних. Любуясь собой, жена Чертокуцкого погружается в мир игры, разучивая выгодные повороты головы, различные улыбки и взгляды, способные "нанести гибель человеку". Размытый неровный фон изображения - метафора мира мечты, в который погружена героиня повести. Так живописно-композиционными средствами, используя предметы интерьера, прибегая к символико-обощающей образности, соединенной с легкой иронией, Коновалов создает выразительный портрет-тип, подмеченный не только наблюдательным Гоголем, но и, думается, хорошо знакомый самому художнику.

Справочная информация

Иллюстрация (лат. illustrare)- изображение(рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст. Сороковые годы 19 века-годы рождения русской реалистической книжной иллюстрации. Современная литература была источником вдохновения художников-реалистов. Гоголь- неизменно в центре внимания самых талантливых из них. Первым иллюстратором Гоголя был А.А. Агин - глубокий истолкователь великой поэмы "Мертвые души". В шестидесятые годы Гоголя иллюстрирует П.М. Боклевский, создавший целую галерею комических типов. Мастером реалистической иллюстрации второй половины 19 века был Петр Соколов. Художники-передвижники Репин и Крамской, Маковский и Мясоедов как в живописных, так и особенно в графических работах многократно обращались к Гоголю.

"Коляска" - повесть Гоголя, включенная им в третий том первого собрания сочинений, вышедшего в свет в 1842 году. Далеко не все произведения Гоголя были по достоинству оценены его современниками. Некоторые из этих произведений воспринимались как бездумные юморески или шалость гения. Такая судьба в свое время постигла повесть о Шпоньке, а позднее - "Нос". Весьма устойчивой репутацией невинной художественной шутки пользовалась "Коляска". Между тем за видимостью шутки здесь совершенно ясно проглядывало едкое перо сатирика, далеко не безобидно рисующего быт и нравы провинциального дворянского общества, его крайнюю духовную скудость, его мелочность и пошлость. Персонажи "Коляски"- главный ее герой Чертокуцкий, помещики и офицеры - предстают перед читателями во многих отношениях как прообразы будущих героев "Мертвых душ". (По материалам книги Храпченко М.Б. "Николай Гоголь".)

Реализм - правдивое объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Художественный метод, который ставит целью истинное познание мира и художественное раскрытие сущности, свойств и законов жизни, обобщение явлений действительности, их типизацию. Реалистический метод позволяет художнику раскрыть "типические характеры в типических обстоятельствах".

Жанровая сцена - картина с изображением обыденной жизни людей. Бытовой жанр в изобразительном искусстве складывается к концу 18 века, хотя его популярность в таких странах, как Голландия, была очень высокой уже с 17 века. Жанровая картина, отражающая повседневную жизнь современников художника, всегда привлекала зрителей разнообразием сюжетов, в которых большое соседствует с малым, а житейские мелочи нередко приобретают то сатирический, то назидательный характер. Она становится "изобразительным фондом " накопленного человечеством жизненного опыта, помогая осмыслению его как в исторической ретроспекцией, так и в сложных перипетиях сегодняшнего дня.

Поэтика - система художественных принципов и особенностей какого-либо направления в литературе или отдельного писателя, поэта. Одна из характерных примет гоголевской поэтики состоит в том, что писатель любит говорит о серьезном как бы невзначай, шутя, юмором и иронией словно желая снизить важность предмета. Еще одной особенностью поэтики Гоголя является символичность и метафоричность.

Метафора - один из художественных тропов. Тропами называются слова, используемые писателем в переносном значении (от греческого tropos - образ, поворот). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений. Метафора означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, назначения и т.д. Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность.

Интерьер ( фр. interieur - внутренность) - 1. внутренняя часть здания; 2.жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных пространств.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка, художественный троп, означающий перенос значения по противоположности. Ирония позволяет завуалировать содержание мысли. Гоголь блестящий мастер иронии, которая ощущается в его характеристике жены Чертокуцкого: увидев в зеркале, что "она недурна сегодня", молодая женщина просидела за туалетом "ровно два часа лишних".

Давыденко Л.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева