Карлс Иванович Рабус. Внутренний вид нижней церкви храма Василия Блаженного в Москве. Середина XIX века

Художники издавна были увлечены изображением интерьера. В этом предметном мире находит яркое отражение и личность человека, и материальные культуры разных эпох. Изображение интерьера можно увидеть во многих картинах и декорациях. В одних произведениях интерьер служит той средой, в которой протекает действие, в другой он является самостоятельной темой. Последние составляют особый жанр изобразительного искусства, которые так и называют - интерьером.

В русском искусстве интерес к этому жанру возник далеко не сразу - до второй половины XVIII столетия он почти не практиковался: отечественных заказчиков больше волновали парадные портреты, батальные сцены и классические аллегории. Едва ли не впервые интерьер появился на картине Федора Рокотова, запечатлевшего в 1757 году кабинет графа Шувалова. Вскоре Академия художеств учредила специальный класс, где ученики совершенствовались в штудиях "перспективного рода". Обучение в данном классе ставило целью научить техническим приемам, необходимым для фиксации архитектурных пейзажей и интерьеров зданий. Залогом успеха являлось мастерство владения рисунком, акварельной техникой, различными приемами построения перспективы, создающими правильное зрительное восприятие изображаемого. Перспективные художники, главным образом, овладевали умением изображать внутренние виды дворцов и храмов.

В середине 19 века класс перспективной и пейзажной живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вел художник Карл Иванович Рабус (1800-1857). Прекрасный рисовальщик и живописец, К.И. Рабус проявил себя и замечательным педагогом: среди его учеников были молодые И. Шишкин и А. Саврасов. Будучи молодым человеком Карл Рабус поступил в Академию художеств, после окончания которой много путешествовал по югу России. Побывал он также во многих европейских странах. За картину "Вид Гурзуфа в Крыму" (Музей Академии художеств) получил звание академика. С 1834 года Рабус поселился в Москве, которую он часто изображал в своих картинах. Виды первопрестольной и ее окрестностей представлены в его пейзажах "Спасские ворота в Москве" (ГРМ), "Вид Кремля при лунном свете" (Оружейная палата), "Стены Новодевичьего монастыря" (ГТГ). Рабус был наиболее известен как мастер архитектурного пейзажа, особенно его привлекало средневековое московское зодчество.

Один из шедевров русской архитектуры 16 века, храм Василия Блаженного, Рабус писал неоднократно, существует несколько пейзажей и интерьеров с видами собора. Один из интерьеров храма представлен в небольшой картине "Внутренний вид нижней церкви храма Василия Блаженного". Художник при создании этого произведения проявил внимательное отношение к натуре, показал церковный интерьер во всех подробностях. Архитектура здания - широкая арка, низкие крестовые своды, ниши и двери - передана с удивительной точностью. Как у мастера перспективной живописи, у Рабуса в работе главным выразительным средством является детальный рисунок и продуманное построение пространства.

Композиция картины смотрится уравновешенной и статичной благодаря полукругу арочного проема, который служит организующим центром. Жесткая композиционная симметрия нарушена лишь входом в боковой притвор с левой стороны, который обозначен колоннами. На втором плане справа размеренному ритму колонн соответствуют строгие очертания торжественной сени над серебряной ракой с мощами святого Василия. Эмоциональное состояние картины передается с помощью необычного освещения. Первый план картины погружен в темноту, тогда как пространство центрального нефа на дальнем плане освещено двумя яркими лучами. Потоки света льются из окна над алтарем и боковой двери, они прорезают полумрак церковного интерьера, предавая картине таинственное настроение. Локальное освещение позволяет автору акцентировать внимание на резном убранстве иконостаса, на серебряных окладах икон, на царских вратах и распятии, которое держат два ангела. Часто в интерьерах можно встретить стаффажные фигуры, оживляющие вид. Во "Внутреннем виде нижней церкви" подобную роль выполняют две фигуры - в центре виден силуэт коленопреклоненного человека, а слева изображен священник, читающий Священное Писание.

Храм Василия Блаженного (Покровский Собор) строился во время войны за покорение Казанского царства в 1552-1554 годах. Казань была взята в 1552 году, а в 1554 - близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Святой Троицы над Кремлевским рвом заложен новый храм, состоящий из девяти церквей. Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, святых Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост.

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм. Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь. Вскоре весь собор стали именовать в честь святого. Позже предел был перестроен в церковь святого Василия Блаженного, интерьер которой мы можем видеть в картине Карла Рабуса.

Справочная информация

Интерьер (с фр. Interieur - внутренний) - это внутреннее пространство общественного, жилого, промышленного здания или отдельного помещения. Большое познавательное значение имеют изображения интерьера, с которыми связаны различные исторические события.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева