В.М.Мидлер. Хоккей на стадионе "Динамо". Первая половина 1950-х гг. (?)

Творчество Виктора Марковича Мидлера (1888 - 1979) до сих пор остается малоизученной страницей истории отечественного искусства ХХ века. Замечательный живописец, график, талантливый искусствовед, он принадлежит поколению художников, которые, получив профессиональные навыки в дореволюционный период, начинают самостоятельно работать уже после Октябрьской революции 1917 года. Виктор Мидлер достаточно поздно начал учиться живописи: лишь в двадцать лет он поступает в Одесское высшее художественное училище, где его педагогами становятся А.М.Нюренберг, Г.А.Ладыженский и К.К.Костанди. По окончании пятилетнего курса обучения он перебирается в Москву и поначалу увлекается творчеством мастеров знаменитого "Мира искусства". Но к 1917 году его пристрастия меняются: стремясь освоить новаторские принципы живописи российских последователей П.Сезанна - художников общества "Бубновый валет", Мидлер занимается во Вхутемасе в мастерских А.В.Куприна, И.И.Машкова и Р.Р.Фалька. Импульсы полученных здесь уроков впоследствии будут ощутимы и в зрелых его работах.

В 1920-е годы, с энтузиазмом приняв перемены произошедшие в стране после революции, художник активно включается в культурное строительство советской республики: по заданию наркома просвещения А.В.Луначарского инспектирует работу региональных художественных секций, в 1918-1923, живя в Средней Азии, добивается реставрации самаркандских памятников, а возвратившись в Москву становится организатором и хранителем отдела новейшей русской живописи Государственной Третьяковской галереи. Весьма значимой для творческого самоопределения художника оказалась командировка во Францию и Германию в 1927 году. Во время поездки он познакомился не только с богатейшими музейными коллекциями этих стран, но и со многими выдающимися русскими и европейскими мастерами, представителями самых разнообразных направлений в искусстве первой четверти ХХ века. Яркие заграничные впечатления, необычайно насыщенная культурная жизнь в самой России отразились в стилистическом многообразии работ Мидлера 1920-1930-х годов - стараясь найти свой индивидуальный почерк, он словно примеривается к разным манерам, пробует разные техники. Постепенно складывается творческое кредо мастера, приведшее его в группу "Четыре искусства". Опираясь на традиции высокой живописной культуры отечественного и европейского (главным образом французского) искусства, участники этого объединения декларировали стремление к "живописному реализму", к повышению художественного качества создаваемых произведений. Любая тема рассматривалась ими как повод для решения прежде всего внутренних задач искусства.

В 1930 году группа "Четыре искусства" перестает существовать, и Мидлер, как и большинство ее членов переходит в АХРР. В 1932 он становится одним из организаторов московского отделения Союза художников. Но с конца 1930-х годов начинается разлад художника со своей эпохой. Верность собственным творческим принципам, нежелание подстраиваться под все более ужесточающиеся требования идеологии соцреализма обрекают его на долгие годы творческой изоляции. Продолжая работать, он - как "формалист" - практически не имеет возможности участвовать в выставках, лишен отклика на свое искусство. Прожив долгую жизнь, Виктор Мидлер так и не дождался своей персональной выставки - она состоялась в 1982 году уже после смерти мастера.

Хранящаяся в Радищевском музее картина "Хоккей на стадионе "Динамо" не датирована, однако, с большой долей вероятности можно предположить, что она могла быть написана не раньше 1923 года, когда по инициативе Ф.Э.Дзержинского было создано спортивное общество "Динамо" и началось строительство его первого стадиона, и не позднее середины 1950-х годов, о чем свидетельствуют некоторые детали, характерные для определенного этапа развития хоккея.

Художник изобразил игру в хоккей с мячом, на что указывают большое число находящихся на поле игроков (по правилам каждая команда должна состоять из 11 хоккеистов, включая вратаря), форма клюшек и необычно низкие ворота, которые видны на картине слева и почти наполовину "обрезаны" краем холста. Современный зритель мало знакомый с историей спорта может не сразу догадаться, что это именно ворота еще из-за того, что стоящий рядом с ними вратарь в темной форме изображен без клюшки. Тем не менее, ворота такого типа действительно существовали в "русском хоккее" (являясь одной из особенностей, отличавших его от английского "хоккея-бенди") до середины 1950-х годов, когда была организована Международная федерация, разработавшая единые для всех национальных команд правила игры. С этого времени высота ворот в хоккее с мячом превышает два метра. Соответственно и работа Мидлера едва ли могла быть написана позже.

Еще одна деталь, которая может помочь при датировке картины - силуэт здания, расположенного слева на дальнем плане у самого края холста, очень напоминающий одну из так называемых "сталинских высоток", которые возводились в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Если это действительно так, хронологические рамки создания полотна должны быть сужены до первой половины 1950-х годов.

"Хоккей на стадионе "Динамо" написан в раскованной импрессионистской манере в соответствии с основными принципами пленэрной живописи. Художник убедительно передал и динамику, и азарт спортивного состязания, однако главным для него все-таки было уловить состояние световоздушной среды, запечатлеть красочное зрелище морозного зимнего дня. Пробивающиеся сквозь легкие высокие облака солнечные лучи, зажигающие белизну снега и льда ярким золотистым свечением, игру цветных рефлексов всевозможных оттенков на гладкой поверхности катка, влажную голубоватую дымку, окутывающую деревья и здания, расположенные на дальнем плане, пестроту заполненной болельщиками трибуны. Основная холодная сиреневато-голубая красочная гамма смягчается теплыми охристыми, розовыми, красными, коричневатыми тонами. Столь сложное колористическое построение картины, основанное на гармоничном созвучии тончайших цветовых нюансов, очевидно подвластно лишь зрелому, сложившемуся мастеру.

Беляева Г.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева