"Вид на набережную города Мологи с противоположного берега в белую ночь".
       Фотография.Начало XX века. 1901 - 1910 гг. Россия. Ярославская губерния город Молога.


       Мологская страна - так в прошлом именовалась северо-западная часть древней Ярославской земли. Ее история - живая легенда из далекого прошлого, овеянного вековыми преданиями. Первое упоминание в летописях о Мологе относится к 1149 году. Культурное наследие Мологского края это не только духовные центры - монастыри, церкви, но и богатые дворянские усадьбы владельцами которых были представители известных в России дворянских фамилий: гр. Апраксиных, кн. Волконских, Голицыных, Куракиных, гр. Мусиных-Пушкиных, Шуваловых и др. Широко известны имена деятелей в области культуры:


       Интересна и многообразна была природа края. Особое явление представляли заливные луга Молого-Шекснинского междуречья. В начале XX века край окончательно сформировался как главный центр маслосыроделия Ярославской губернии. Столицей Мологской страны был город Молога, находившийся при слиянии рек Волги и Мологи. К сожалению, о Мологе сегодня приходится говорить в прошедшем времени. В конце 30-х - начале 40-х годов XX века, в связи со строительством Рыбинской ГЭС и водохранилища город, как и 700 сел и деревень был разрушен и затоплен водами "рукотворного моря" площадь которого составляет 4550 квадратных километров, а средняя глубина 5,6 метра. В настоящее время территория бывшего города находится на малой глубине - чуть более двух метров.
       В жаркие засушливые годы значительная часть города, словно бросая вызов времени и судьбе, открывается и можно вновь, как и прежде, пройти по улицам ныне не существующего города. В память о его трагическом исчезновении мологжане с любовью и грустью называют Мологу Ярославским городом Китежем.
       Город Молога - древнейший центр края. К началу XX века он прошел в своем градостроительном развитии несколько этапов, каждый из которых оставил свои следы в его облике. Определяющее влияние на формирование города оказал Регулярный план конца XVIII века. Регулярные планы разрабатывались на основе принципов "регулярства", геометрической правильности. Предусмотренные планами мероприятия по реконструкции городов в главных чертах сводились к выпрямлению средневековых улиц, устройству прямоугольных кварталов с застройкой по "красным линиям", созданию парадных площадей в центре и вокруг старых ансамблей, строительству на основе "примерных" и "образцовых" проектов. Так было и с Мологой. Регулярный план города был "высочайше конфирмован" Екатериной II 21 марта 1780 года. Он во многом повторял старую средневековую систему планировки. Город образовали две линии кварталов, располагавшихся вдоль берегов Волги и Мологи. Между ними прошла центральная Ярославская улица. В конце XIX столетия в городе было "домов каменных до 100, деревянных - до 800, нежилых строений до 100. Жителей - 7064 человека". Наиболее заметную роль в архитектурном пейзаже главной береговой панорамы города играли мологские храмы. Пять храмов формировали систему доминант - основу пространственной композиции городского ансамбля. Каменные храмы, построенные в XVIII - XIX веках до перепланировки на месте деревянных церквей, сохраняли связь старой планировочной системы с новым городом. Они представляли собой различные этапы развития и стили русской церковной архитектуры XVIII - XIX веков. На фотографии видны купола Воскресенского и Богоявленского соборов.
       Старый Воскресенский собор был построен в 1767 году. Собор напоминал приходскую церковь с традиционным трехчастным построением плана, состоящего из высокой, увенчанной пятиглавием, храмовой части с алтарными апсидами, низкой трапезной и поставленной над входной папертью восьмигранной трехъярусной колокольней. В 1870 году на средства мологского купца П.М. Подосенова состоялся ремонт храма.
       Богоявленский собор Мологи сооружен в 1882 году стараниями санкт-петербургского купца I гильдии, уроженца Мологи Н.С. Ушина и почетного гражданина города, купца I гильдии П.М. Подосенова. Он выдержан в характерном для эпохи Александра II русско-византийском стиле. Приземистый, обведенный по верху стен крупными полукружиями закомар, увенчанный массивным пятиглавием собор производил впечатление монументальности и мощи. Поставленный на краю центральной площади в линии домов набережной собор стал архитектурным акцентом на главном речном фасаде города.