В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет неизвестной с ребёнком. 1804-1805

Для камерных портретов В.Л. Боровиковского характерно пристальное внимание к человеческой личности, особый интерес к нравственным, этическим проблемам. Мастер в своих лучших творениях стремился воплотить нечто желаемое, должное, идеальное, что было свойственно многим художникам и литераторам эпохи Просвещения. В последние десятилетия 18 века художник был приверженцем сентиментализма, который сообщал его портретам обаяние мягкой задушевности, в них звучали тонкие интонации трепетного диалога между моделью и зрителем. Женские образы, созданные В.Л. Боровиковским в эти годы, представляют собой одну из самых пленительных страниц в русском портретном искусстве. Задумчивые юные барышни в светлых легких одеяниях на фоне романтического парка, которых можно увидеть в самых известных работах мастера, напоминают нам об увлечении сентиментализмом как самого автора, так и его моделей. В начале нового века творчество Боровиковского претерпевает целый ряд изменений, связанных с его личными духовными и художественными поисками нового идеала, а также новых средств выразительности. Ушедший "галантный век" увлек с собой в прошлое эфемерность форм и рокайлевую изысканность красок. Все более громко заявляющий о себе классицизм настаивал на ясной композиции, определенности форм и строгой гармонии цвета.

"Портрет неизвестной с ребенком" из собрания Радищевского музея, написанный в начале 19 столетия, отличается аскетичной строгостью, лаконичная композиция портрета тяготеет к устойчивому правильному треугольнику. Фигуры женщины и ребенка изображены без каких-либо резких движений или томных изгибов, характерных для более ранних вещей Боровиковского. Строгий сдержанный стиль произведения подчеркивается ясным ритмом линий и скульптурностью форм, что диктует особое цветовое решение - в картине господствуют локальные крупные пятна белого, красного и зеленого цвета, которые находятся в классическом равновесии теплых и холодных тонов. Все художественное решение портрета, а также отсутствие дополнительных аксессуаров и не акцентированный фон с едва намеченным интерьером создают особый женский образ, полный благородной сдержанности, внутренней силы и достоинства. Даже ребенок на портрете сдержан и строг, он выглядит маленьким взрослым, чему в немалой степени способствует мундир с мальтийским орденом. Подобное отношение к семейным добродетелям как общественному долгу было характерно для русского дворянства в эту воинственную эпоху.

"Портрет неизвестной с ребенком" традиционно связывают с именем Александра Борисовича Куракина и его имением Надеждино, что находилось в Саратовской губернии. Князь Куракин в церковный брак никогда не вступал, и законнорожденных детей у него не было, но был внебрачный сын барон Александр Николаевич Сердобин, родившийся в Надеждине и получивший свое имя от речки Сердобы, там протекающей. Боровиковский неоднократно портретировавший самого князя, писал портреты и его близких, так, известен парный детский портрет барона Сердобина и его сестры баронессы Екатерины Николаевны. Известно, что барон Сердобин получил мальтийский крестик в 1804 году, когда, по-видимому, и был написан портрет юного кавалера и его матери, чье имя мы, увы, не знаем. Князь оставил сыну щедрое наследство, дал титул и имя, всячески заботился о его воспитании и образовании, приглашая лучших учителей в Надеждино, где рос Александр Николаевич.

Орден Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест)

Этот старейший орден Европы возник в 1043 году в Палестине. С XVI века резиденция ордена находится на острове Мальта, благодаря чему орден приобрёл своё второе название. Орден разделялся на три степени, его знаком являлся золотой крест с расширяющимися раздвоенными концами, покрытый с обеих сторон белой эмалью. Крест был увенчан короной, между его лучами размещались цветы лилии. Знак первой степени был самым крупным по размеру, над ним подвешивался богато украшенный "трофей" в виде рыцарских доспехов.

Знак второй степени имел меньшие размеры и менее богатый "трофей". Знак третьей степени был самым маленьким и не имел "трофея". Носили знаки ордена первой и второй степеней на черной муаровой ленте на шее, знак третьей степени на такой же, но более узкой ленте на груди. Ко всем трем степеням ордена полагалась звезда в виде мальтийского креста - матерчатая с бисером или золотая с белой эмалью; её носили на левой стороне груди. На орденской одежде нашивались большие мальтийские кресты (на спине и на груди). Награждались орденом и дамы, для которых имелись Мальтийские знаки отличия Большого креста и Малого креста.

Кавалерственные дамы Большого креста носили знаки на орденской ленте через левое плечо, а дамы Малого креста - на левой стороне груди на банте из орденской ленты. Первым российским кавалером этого ордена стал посол Петра Великого боярин Б.П. Шереметев. В годы правления Екатерины Второй связи России с орденом упрочились, а в 1798 году, после захвата Наполеоном острова Мальта покровительство над орденом принял император Павел Первый, став его Великим магистром.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева