Уроки 52–54. Проект «Мой реферат»

О проекте

В данном проекте каждый из детей должен создать и напечатать текст на заданную тему (мы условно называем его «реферат»). Тема реферата должна быть такой, чтобы ребенок был вынужден обращаться к дополнительным источникам, чтобы раскрыть ее в полном объеме. Это не должно быть сочинение, которое ребенок может написать «из головы» (например, «Моя семья» или «Как я провел каникулы»). С другой стороны, тема должна быть интересна учащемуся.
Данный проект подытоживает сразу два вида работ в рамках курса. С одной стороны, он завершает серию занятий с клавиатурным тренажером. Таким образом, в данном проекте ребята должны проявить в полной мере свое умение набирать текст на компьютерной клавиатуре. С другой стороны, в данном проекте дети показывают свое умение поиска и отбора информации с помощью компьютера. То есть данный проект – продолжение работы, начатой в проекте «Мой Интернет».

Как обычно, то, в каком объеме будет реализован проект, определяет учитель, в зависимости от силы класса, собственных предпочтений и наличия времени. Мы планируем этот проект на 3 часа (в полном объеме). Однако, если в силу каких-то причин имеется некоторое отставание от планирования, проект может быть реализован за 2 часа. В этом случае некоторые этапы проекта можно будет пропустить. В полном объеме проект предполагает проведение следующих этапов: обсуждение, поиск информации в Интернете, поиск информации в бумажных источниках, создание схемы рукописного текста реферата, поиск иллюстраций, создание печатного текста, выступления ребят. Обязательными этапами (в случае выбора сокращенного варианта) являются: общее обсуждение, поиск информации в Интернете, создание печатного текста.

Обсуждение

В качестве домашнего задания на этот урок ребятам предлагается придумать тему реферата, которая была бы им интересна.
В рамках этого этапа нужно провести обсуждение двух видов – общее и индивидуальное. Как обычно в начале проекта проводится общее обсуждение темы и практической задачи проекта. В этом проекте практическую задачу нужно поставить максимально четко так, чтобы детям было понятно, каким критериям должна удовлетворять его работа. Особенно четко должны быть оговорены 3 момента. Первый – выбор темы (см. ниже). Второй – объем работы с указанием основного шрифта и интервалов. Нужно обратить внимание детей, что выполнение этого пункта крайне важно. Действительно, подчас дети (даже старшеклассники) при написании рефератов всю найденную информацию просто помещают в свою работу, не утруждая себя даже удалением повторяющихся кусков и выбором наиболее важной и значимой информации. Конечно, соблюдение условия на объем работы не гарантирует качества работы, но все же несколько дисциплинирует детей. Мы думаем, что для детей начальной школы вполне достаточно будет реферата объемом в 2–4 страницы, напечатанных 14 размером шрифта с полуторным интервалом между строками. Третий момент – наличие/отсутствие (и количество) иллюстраций в работе.

После общего обсуждения и уточнения технических параметров реферата, детям предлагается подумать над тематикой доклада. Мы рекомендуем обсудить с каждым ребенком тему его реферата, учитывая следующие моменты:

Как мы говорили выше, тема не должна быть бытовой или описательной и любой другой, текст на которую ребенок может придумать сам, не обращаясь к дополнительным источникам;

Тема не должна быть абстрактной или слишком общей. Слишком общую тему ребенок начальной школы вряд ли раскроет, а по абстрактной теме ребенку будет крайне сложно искать информацию.

Тема не должна быть слишком объемной, например, «Птицы нашего края» или «Корабли». Такую тему ребенок тоже вряд ли раскроет.

Тема должна быть конкретной, но все же иметь достаточно материала для своей реализации.

Хорошо подойдут для этого проекта рефераты, тема которых – описание некоторого животного или растения (или небольшого класса/семейства). Если ребенку нравятся бабочки или жуки пусть выберет одного или несколько, имеющих нечто общее, например, «Бабочки парусники». Если ребенку нравятся корабли или машины, попытайтесь вместе выделить в этой широкой теме одну более узкую. Если в силу каких-то причин времени на этот проект у вас осталось только 1 час, можно воспользоваться материалом, накопленным в проекте «Птицы вокруг нас». Пусть каждый ребенок выберет себе птицу, возьмет за основу описания, которые имеются в соответствующем проекте и снабдит их некоторым количеством дополнительной информации, почерпнутой из Интернета.

Конечно, вам будет довольно сложно быстро обсудить темы с ребятами в индивидуальном порядке. Поэтому лучше сделать это по ходу следующих этапов урока, не выделяя на это отдельного времени.

Поиск информации в Интернете

Работа на этом этапе аналогична тому, что дети делали в проекте «Мой Интернет». Для начала дети открывают выбранный вами браузер, а затем справочно-поисковую систему. Затем в строке поиска учащиеся печатают ключевое слово, возможно с подбором ключевого слова некоторым ребятам придется помочь. После того как открывается список ссылок ребята их просматривают и выбирают наиболее близкие им по тематике. Предложите ребятам выбрать из общего списка 3–5 ссылок и с ними более внимательно поработать. Можно всю встреченную информацию копировать и сразу помещать (пока без порядка) в отдельный текстовый файл или сразу распечатывать. В результате проведения этого этапа проекта у каждого ученика должен появиться файл с некоторой информацией по данной теме (в электронном или печатном виде), с которым ребенок будет работать на следующих этапах урока.

Поиск информации в бумажных источниках

Если у вас есть время и желание, можно поручить детям дополнить свой реферат информацией, почерпнутой из бумажных источников. Нам кажется, вполне достаточно будет двух серьезных книг. Например, если реферат ученика посвящен некоторой бабочке (или отряду бабочек), можно взять общую информацию из статьи энциклопедии и дополнительную (интересную) информацию из специализированной книжки о бабочках.

Создание схемы рукописного текста реферата

Этот этап требует достаточно много времени и вдумчивой работы. С другой стороны лучше, если дети выполнят эту работу самостоятельно. Поэтому мы советуем предложить ее детям на дом.

Итак, дети из разных источников получили некоторый беспорядочный набор информации. Теперь пришло время поработать с этой информацией и сделать из нее некоторый связный и содержательный текст. Для этого (как обычно) нужно составить план документа, а лучше развернутый план, из которого бы было понятно, какой кусок и из какого источника в данном месте документа будет помещен. Затем должны быть написаны предложения-связки (или куски), которые бы соединяли куски между собой, а также при необходимости вступление и заключение.

Требовать ли с ребят полный рукописный вариант текста, решайте сами. Нам кажется, писать такой длинный текст дети начальной школы будут слишком долго, а потому делать это необязательно. Достаточно, если у ребенка будет хороший развернутый план и схема документа (порядка кусков и фразы-связки).

Поиск иллюстраций

После того как появился рукописный текст, дети начинают искать к нему иллюстрации. Это удобно делать также через Интернет (см. проект «Мой Интернет»). Если у ребенка есть удачные бумажные иллюстрации, которые он хочет вставить в свою работу, он их сначала сканирует и получает электронное изображение.

Создание печатного текста

На завершающем этапе проекта дети печатают текст своего реферата. Что касается набора символов на клавиатуре, это для детей отработанное действие, поскольку совсем недавно они завершили серию задач на клавиаторе. Насколько необходимо организованное повторение возможностей текстового редактора (например, Word), решайте сами. В частности, детям могут понадобиться команды меню «Правка» («Вырезать», «Копировать», «Вставить») и основные возможности управления оформлением документа.

После того, как основная масса ребят напечатала свой документ, в документ следует вставить выбранные иллюстрации. Наконец, необходимо посвятить некоторое время оформлению работы. В частности, в каждой работе обязательно должен быть правильно оформлен титульный лист и список литературы.

Теперь пройдитесь по классу и проверьте работы ребят, которые считают, что закончили. Конечно, вы при этом не сможете вникнуть в содержание, а сможете лишь выделить существенные недочеты в оформлении работы. В основном обратите внимание на 3 основных момента – соблюдение требуемого объема работы, наличие иллюстраций, оформление текста, титульного листа и списка литературы. Работы, которые действительно готовы распечатываются и собираются на проверку учителю. В ходе проверки вы оцениваете уже не только оформление, но и содержательную сторону работы, а также различного рода ошибки и недочеты. Однако самый главный акцент при проверке необходимо сделать на качестве подбора, поиска и обработки информации, на правильность построения работы. При этом текст должен быть связным, не содержать повторов и конечно, тема должна быть раскрыта.

Выступления ребят

Этот этап является необязательным и проводится только при наличии времени, поскольку основная задача проекта (получение печатного текста на заданную тему) уже выполнена. В любом случае после проверки работ стоит обсудить с каждым из детей его работу. Возможно есть смысл поручить ребятам при необходимости доработать свой реферат. Если у вас есть время и желание выслушать выступления ребят (или хотя бы несколько наиболее интересных выступлений), необходимо объяснить им как имея готовый реферат сделать доклад. При этом нужно обратить внимание детей на следующие моменты. Первый – время выступления каждого ребенка будет строго ограничено (например, 2–3 минуты), поэтому не стоит пытаться в рамках доклада пересказать весь свой реферат (это все равно не удастся). Второй – недопустимо просто читать доклад с листа. Класс при этом быстро потеряет интерес. Третье – в доклад должна быть включена только самая важная и интересная информация из реферата. Как обычно, выступления ребят должны быть оценены отдельно (лучше выставлять оценки в журнал по желанию).