Доска пряничная

       Пряничная доска - это деревянная резная форма для изготовления пряников. С такой доски отпечатывалось изображение на тесте, из которого пекли пряники. Резные деревянные формы для оттиска узора на прянике применяли уже в глубокой древности. При раскопках древнего Новгорода археологами было найдено несколько пряничных досок XII и XIII столетий, украшенных углубленными изображениями расчерченных ромбов, растительным орнаментом и крестами.
       Пряник на Руси на протяжении нескольких столетий был не только любимым лакомством детей и взрослых. Пряники использовались в ритуальных сельскохозяйственных обрядах и на религиозных праздниках. В XVII в. они были принадлежностью и царского стола. Их дарили родным, близким и почетным гостям в знак уважения, любви, в дни новоселий, на именины.
       Без пряников раньше не обходилось ни одно событие - ни радостное, ни печальное. Так, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался "разгоня". Употребляли пряники и в печальных обрядах. Так, трапеза во время проведения поминок по умершим родственникам заканчивалась угощением пряниками. Изготовлялись пряники первоначально, подобно хлебу, квасу и браге, почти в каждом домашнем хозяйстве. Позднее, с развитием спроса на пряники, стали появляться специальные небольшие заведения, которые занимались их выпечкой. Пряничники - так назывались мастера, которые выпекали пряники, - делали их по готовым формам. Внешний вид и красота их продукции целиком зависели от этих форм. Форма же, т.е. пряничная доска, выполнялась резчиками по дереву.
       Об этих мастерах - резчиках пряничных досок известно очень мало. Скудные сведения в архивных документах, да надписи на самих досках - это те немногие источники, открывающие нам иногда имя мастера. Пряничные доски вырезались для употребления в своей семье, на заказ и для продажи на ярмарках. Через ярмарки и при посредничестве купцов они попадали в самые отдаленные уголки страны.
       Именно таким образом, видимо, попала единственная подписная и датированная пряничная доска в коллекции Рыбинского музея-заповедника из Нижегородской в Ярославскую губернию. Принадлежит она автору многих гербово - теремных досок XVIII в. Матвею Ворошину. Пряничные доски его работы имеются в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея и Эрмитажа. О самом мастере известно немногое. Исследователь Ю.С. Черняховская, сравнивая произведение Ворошина с подобной пряничной формой, исполненной в 1763 г. городчанином Петром Марковичем Прянишниковым, делает предположение о городецком происхождении мастера. Новые архивные документы подтверждают данную версию - фамилии Ворошина и Кудрина (одна из досок выполнена по заказу Петра Кудрина) числятся в Переписной книге старообрядцев села Городца 1764 г. Городец Нижегородской губернии был не только крупным центром пряничного производства, но и центром резьбы по дереву. На доске мы видим сложный по композиции узор с цветущим кустом и вазоном - мотив, часто встречающийся в резьбе по дереву и других видах народного искусства, начиная с XVII в. Символическое значение мотива цветущего куста или "древа жизни" имеет еще более древние корни и уходит во времена язычества.
       Вся композиция великолепно исполнена талантливым резчиком. Строгая симметрия, согласованность узорной поверхности с чистым фоном, сочетание глубокого ложчатого рельефа с мелкоузорностью, создающее переливчатую игру светотени, превращают плоскость пряничной доски в ювелирную драгоценность, рассчитанную на внимательное рассмотрение. Композицию обрамляет рамка с надписью: "1779 ГОДУ МАРТА ТРЕТЬЕВА НА ДЕСЯТЬ ДНЯ СИЯ ДОСКА РИСОВАНА РИСОВАЛ МАТВЕЙ ВОРОШИН ПЕС".
       Интересно, что эта редкая доска попала в Рыбинский музей-заповедник в виде филенки трехстворчатого шкафа. Этот шкаф, где "пряничная" резьба применена в качестве декора, а подлинные пряничные доски, в том числе 3 доски XVIII в., опиленные по краям и по толщине, являются филенками, находился в имении Максимовское Огарковской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Имение принадлежало писателю, исследователю фольклора и коллекционеру Евгению Николаевичу Опочинину. Увлечение народным творчеством, характерное для искусства конца XIX - начала XX вв., выразилось в появлении нового стиля, так называемого "русского стиля". Он проявлялся и в создании оригинальных форм мебели с использованием подлинных произведений народного искусства. Поклонником этого стиля и даже автором некоторых произведений и был владелец усадьбы Максимовское. Несмотря на то, что доска была опилена и включена в состав другого произведения прикладного искусства, она была сохранена для потомков, и сейчас мы можем удивляться таланту народного мастера.