К.А. ЗЕЛЕНЦОВ. В КОМНАТАХ. ГОСТИНАЯ С КОЛОННАМИ НА АНТРЕСОЛЯХ. Конец 1820-х - 1830-е

В первые десятилетия XIX века, когда во всех видах отечественного искусства все более усиливается интерес к частной жизни человека, ко всему тому, что окружает его в этой жизни, в русском изобразительном искусстве возникает жанр интерьера. Автор картины "В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях" К.А. Зеленцов был близок школе А.Г. Венецианова и даже, возможно, учился у него.

На картине изображен характерный для пушкинской эпохи интерьер дома. В просторной, освещенной ровным светом комнате, в которой покойно и уютно разместился человек, все проникнуто спокойствием и гармонией, располагает к размышлению и созерцанию. На стене, над часами виден рисунок с изображением трех античных граций, олицетворяющих красоту и совершенство. Из гостиной ведут две анфилады: правая - светлая, парадная - ведет в спальню или в кабинет, левая - с низкими потолками - завершается девичьей и черным выходом. Гостиная находится на антресолях. Это часть дома, не предназначенная для посторонних. По-видимому, художник пишет интерьер московского или загородного усадебного дома, так как идеал "частной жизни" связывался у современников именно с Москвой, а не с Петербургом.

Французский писатель Стендаль писал в 1812 году: "Не было такой комнаты, где нельзя было бы расположиться четырьмя или пятью различными способами, всегда хорошо прислонившись, хорошо устроившись, и полное удобство было соединено с самым блестящим изяществом".