КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич. Биография

КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич (1874 - 1971) - русский скульптор. Родился в деревне Караковичи Смоленской губернии, в крестьянской семье. С 1892 по 1896 Коненков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. И. Иванова и С. М. Волнухина, а затем в 1899-1902 гг. в Академии художеств. В училище им была создана скульптура "Камнебоец" (1898, бронза), выполненная в духе жанрово-повествовательной скульптуры XIX в. В 1895-1896 годах и в 1912 году Коненков путешествовал по Европе и Средиземноморью - Греции, где испытал влияние античной скульптурной архаики.

Оставшуюся жизнь художник прожил в Москве, наезжая в родную Смоленщину. В своих дореволюционных вещах он виртуозно воплотил типичный для модерна мотив "человека в стихии", стихии природы и истории. К этим работам можно отнести скульптуры: "Самсон, разрывающий узы" (1902, глина), "Паганини" (1906, гипс), а также произведения на крестьянские и фольклорно-мифологические темы ("Старичок-полевичок", "Стрибог", обе работы 1910, дерево). Особенно эффектным связь человека и природы выглядела в произведениях из дерева, в мифологических образах "полевичков", "леших" и других существах, в скульптурных решениях "нарождающихся" из ствола или корневища. К этой серии можно отнести работу Коненкова "Дядя Григорий" (1916, дерево), (СГХМ имени А. Н. Радищева) и "Сказительница М.Д.Кривополенова" (1915, дерево ГТГ).

В античном цикле Коненкова главный материал - мрамор ("Кора", "Эос", "Гелиос", все 1912), а также многочисленные изображения в мраморе или дереве обнаженной женской натуры, не связанные прямо с античными сюжетами.

Послереволюционные работы мастера были связаны с планом монументальной пропаганды: он исполняет из цветного цемента мемориальную доску "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918) на Сенатской башне Кремля - своего рода гигантский скульптурный плакат; ставит на Лобном месте деревянного "Степана Разина со своей ватагой" (1918). Скульптуры этой группы близки по характеру к его фольклорным работам.

В 1923 г. Конёнков уехал с выставкой своих работ в Америку. Успех побудил его остаться там на долгие годы. В это время он часто выполняет портреты. Среди тех, кого он изображал Ф. М. Достоевский, М. Горький и А. Эйнштейн, ученые, спортсмены, художники.

На родину семидесятилетний Конёнков вернулся в конце 1945 г. Он был полон энтузиазма и создал до конца своей почти столетней жизни множество работ, в том числе громадных, во всех жанрах. Пожалуй, лучшая из них - автопортрет (1954), выполненный в мраморе. Но все же тонкая одухотворенность его раннего творчества была утрачена. Работ, равных по силе и поэтичности дореволюционным, он создать не мог.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева