Феофан Грек

(около 1340 – около 1410)

       Феофан Грек – выдающийся средневековый живописец, родом из Византии, более тридцати лет работавший на Руси, где имел мастерскую, учеников и последователей.
       Основной источник документальных сведений о художнике – письмо, написанное около 1415 года древнерусским писателем Епифанием Премудрым, современником Феофана, которого он хорошо знал и состоял с ним в дружеских отношениях. Письмо, адресованное архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу, дошло до нас в списке второй половины XVII в. Отдельные факты биографии художника подтверждаются и дополняются также летописными сведениями.
       Феофан родился в 30-е годы XIV века в Византии (возможно, в Константинополе). В послании Кириллу Тверскому Епифаний говорит, что Феофан расписал более сорока церквей. До приезда на Русь прославленный мастер работал в столице Византийской империи – Константинополе и его пригородах: Халкидоне, Галате, а также Кафе – торговой генуэзской колонии в Крыму (ныне город Феодосия). И хотя ни одна из этих росписей не сохранилась, но совершенно очевидно, что Феофан приехал на Русь уже зрелым мастером, в расцвете своего таланта (иначе ему не доверили бы расписывать церкви в Константинополе и ряде других византийских городов).
       В 1370-х годах Феофан оказался в Новгороде Великом, где расписал один из крупнейших храмов Торговой стороны Спасо-Преображенскую церквовь на Ильине улице. Вот как об этом сообщает Новгородская летопись: «В лето 6886 (1378 г.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя благолепнаго Преображения повелением благородного и боголюбиваго боярина Василия Даниловича и со уличаны (жители) Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрии Ивановиче». Фрески Спасо-Преображенской церкви, первая известная работа Феофана на Руси, пострадавшие от различных поновлений и пожаров, дошли до нас в сравнительно хорошем, но, к сожалению, фрагментарном виде. Наилучшей сохранностью отличаются фрески купола: Пантократор (Вседержитель), фигуры архангелов с широко раскрытыми крыльями, под ними шестикрылые серафимы; в барабане купола, между окнами, фигуры праотцев в рост. Самые значительные и лучше всего сохранившиеся фрески расположены на хорах Троицкого придела: «Троица» и фигура святого Макария Египетского, ряд медальонов с фигурами святых и пять столпников. Яркая творческая индивидуальность Феофана проявляется в свободной, смелой, предельно обобщенной, временами почти эскизной манере письма. На суровые лики святых поверх темного красно-коричневого тона уверенно брошены энергичные белые, голубоватые, серые блики. Образы, созданные Феофаном, отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. Особенно сильное впечатление производят столпники, в которых Феофан выразил свой идеал высоко одухотворенного подвижника. Фрески Спасо-Преображенской церкви принадлежат к числу величайших произведений мирового средневекового искусства.
       В 1380-х годах Феофан работал в столице Суздальско-Нижегородского княжества – Нижнем Новгороде. Весь город был выжжен во время жесточайшего татарского набега 1378 года и нуждался в восстановлении своих храмов. По мнению исследователей, Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря (росписи не сохранились).
       Предположительно, в 1392 году Феофан принимал участие в росписях Успенского собора в Коломне, построенного в 1379-1382 годах великим московским князем Дмитрием Ивановичем. Коломенский собор мог быть украшен по заказу вдовы Дмитрия Ивановича – великой княгини Евдокии. (Фрески не сохранились, так как собор был перестроен в 1682 году).
       Дальнейшая деятельность Феофана была связана с Москвой, где он расписывал храмы и создавал иконы. Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Московском кремле Феофан украсил три храма.
       В 1395 году совместно с Симеоном Черным и учениками расписывает по заказу великой княгини Евдокии церковь Рождества Богоматери (церковь не сохранилась, на ее месте в 1838 – 1849 годах было возведено здание Большого Кремлевского дворца).
       В 1399 году Феофан с учениками украсил фресками великокняжеский храм-усыпальницу Архангельский собор, выгоревшие в 1382 году во время нашествия Тохтамыша. Епифаний сообщает, что Феофан «в Михаиле святом на стене написа град, во градце шаровидно по подробну написавыи». Как предполагают некоторые исследователи, Феофан изобразил в Архангельском соборе Московский кремль и находившиеся в нем соборы, дворцы и другие примечательные здания. Архангельский собор с росписью Феофана был разобран, на его месте в 1505 году Алевиз Новый возвел ныне существующий храм.
       В 1405 году Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. В летописной записи имя Феофана поставлено на первом месте, из чего следует, что он был ведущим мастером. (Фрески не сохранились. Придворная церковь была полностью перестроена уже в 1416 году, а в 1485 – 1489 годах ее сменил ныне существующий собор).
       Сохранившийся иконостас Благовещенского собора Московского кремля, особенно иконы деисусного чина (ряда) многие специалисты считают достоверным произведением Феофана. Существует мнение, что первоначально этот иконостас был написан для Успенского коломенского cобора и затем был перенесен в Благовещенский собор после пожара 1547 года. В Успенском коломенском соборе стояла и икона «Богоматерь Донская», затем также в 1560-е годы перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля. Иконы «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича в Куликовской битве 1380 года. В честь славной победы, воспетой в эпической поэме «Задонщина», великий князь был назван Донским. Икона «Богоматерь Донская» (двухсторонняя, на обороте – «Успение Богоматери»), ныне находится в Третьяковской галерее. Время создания иконы не вызывает сомнения у специалистов – 1380-1390-е годы XIV века, но ее принадлежность кисти Феофана Грека оспаривается в научных кругах. Однако, стилистический анализ позволяет исследователям с большой долей уверенности считать, что икона создана этим прославленным мастером.
       Из окрестностей Коломны, из древнего села Городище, происходит икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с житием» (конец XIV – начало XV века, ныне в ГТГ) – в которой отмечены черты стиля искусства Феофана Грека. Ее некоторые исследователи относят к произведениям мастерской Феофана Грека.
       С произведениями круга Феофана Грека также связывают икону очень небольшого размера «Четырехчастная» (первая треть XIV века, ГТГ), найденную в 1919 году на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Возможно, эта икона происходит из мастерской Феофана.
       В 1403 г. был поновлен древний Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, старинной московской великокняжеской вотчине. Написанный около этого времени храмовый образ собора, большая икона «Преображение» (ГТГ), может рассматриваться как произведение Феофана Грека или его мастерской.
       Епифаний Премудрый в своем письме сообщает также, что Феофан был «книги изографом нарочитым», то есть искусным миниатюристом. Нельзя не упомянуть при этом два замечательных произведения книжного дела, появившихся в Москве в конце XIV века, так с новгородской мастерской Феофана Грека связывают миниатюры из Псалтири Ивана Грозного (80-е годы XIV века из собрания Троице-Сергиевой лавры).
       Феофана Грека считают автором оформления «Евангелия Федора Андреевич Кошки» (90-е годы XIV века, ныне находится в РГБ). В этой рукописи великолепные узорчатые заставки и блещущие золотом красочные инициалы, образованные причудливым растительным плетением и фигурками животных, птиц и рыб.
       Личность Феофана производила сильное впечатление на современников тем, что он писал свободно, не заглядывая в древние прориси, следую больше всего своему вдохновению. Наблюдая работу Феофана в Москве, Епифаний подмечает: «…никто никогда не видел его взирающим на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками писал роспись, беспрестанно расхаживал, беседуя с приходящими, а умом обдумывал отвлеченное и духовное, ибо чувственными очами ума видел духовную красоту».
       Епифаний Премудрый называет Феофана Грека «дивным и знаменитым мужем», «философом зело хитрым» (очень искусным), «преславным мудрецом» и среди «иконописцев отменным живописцем». В письме 1415 года, Епифаний Премудрый говорит о Феофане в прошедшем времени, вероятно, мастера уже не было в живых. 1410 год предположительно считается годом смерти Феофана. Похоронен он был, по-видимому, в Москве.