И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Вид Константинополя. Середина 1840-х гг.

Одним из любимых художниками жанров является пейзаж (от фр. рaysage - местность, страна). Окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Мир вне которого не может существовать человек. Описание или изображение природы в изобразительном искусстве, в музыке или литературе помогает нам понять характеры героев, уловить смысл происходящего. Достаточно вспомнить произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского. Но пейзаж - это не просто изображение, это всегда художественный образ природной и городской среды, её определенная интерпретация. Содержание пейзажного образа всегда определяется эпохой, господствующим художественным направлением, а также индивидуальностью конкретного автора. Ведь художник не только фиксирует тот или иной вид. В любом произведении искусства всегда проявляется отношение мастера к увиденному, и пейзажная живопись в этом отношении не составляет исключения.

Пейзаж – не только отображение природы, но и одновременно средство выражения человеческих чувств и переживаний. Существует великое разнообразие пейзажных форм. Ведь сама природа разнообразна до бесконечности. Каждый ее мотив неповторим, уникален. Различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. Морские пейзажи называют маринами, а художников маринистами. Человек никогда не устает смотреть на огонь и воду. Вечно меняющееся море, то спокойное, то разбушевавшееся, его постоянно меняющийся цвет, необузданная стихия - всегда привлекало к себе художников. У одних это были единичные этюды, другие же вновь и вновь возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Так талантливый русский живописец XIX века Иван Константинович Айвазовский всю свою жизнь посвятил изображению моря. Он стал основоположником данного жанра в русской живописи. Художник вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. И именно в морских видах дольше всего жила традиция романтизма. От природы Айвазовский был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и той среде, в которой прошли его детство и юность. Он прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им Черного моря, питавшего его искусство яркими образами. Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом, обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли. Собственная живописная манера Айвазовского формируется уже к сороковым годам XIX века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, использует опыт русского художника Максима Воробьева и француза Клода Лоррена, создает красочные картины, в которых умело, переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья.

«Живописец, только копирующий природу, - говорил художник, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…». Морских пейзажей художник создал несметное количество – по собственному признанию, не менее шести тысяч больших и маленьких картин. Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. В Саратовском Радищевском музее хранится три живописных работы Айвазовского («Вид Константинополя», «Корабль у берега», «Трапезунд с моря» ) и два этюда в паспарту с воспроизведением его фотопортрета ( «Марина», «Везувий»).

Картина «Вид Константинополя» была, по всей видимости, написана художником после его путешествия вместе с адмиралом Литке весной 1845 года к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Его поразила причудливая красота Константинополя, города, который соединил в своем облике черты восточной и западной культур. Делясь впечатлениями от увиденного, художник писал своему доброму знакомому графу Зубову в Петербург: «Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается Неаполь и Венеция». Во время этого плавания Айвазовский сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Художник изобразил вид на старый город, каким он увидел его с противоположной стороны бухты Золотой Рог. Перед нами представлена широкая панорама города, расположенного по обеим сторонам бухты. Море спокойно, оно словно отдыхает между живописными берегами. Лениво покачиваются стоящие на рейде корабли. Высокое безоблачное небо, солнце спустилось к горизонту и огненной дорожкой отразилось в легких волнах. Восточный город притаился в тени холма, а на противоположной стороне залива озаренные мягким светом заходящего солнца рисуются силуэты минаретов, куполов, дворцов восточного города. Справа в углу на переднем плане на высоком холме небольшое строение, а в тени деревьев фигурки людей в причудливых восточных костюмах. Вся картина решена в яркой красочной гамме, построенной на сочетании золотисто-желтого цвета неба с сине-зеленым цветом воды и насыщенной зелени деревьев.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. В толковом словаре русского языка, можно найти следующее определение романтизма: «направление в литературе, музыке, живописи и театре, возникшее в начале XIX века, боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее исторические и народнопоэтические темы; направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека».

Как видно из определения, романтизм охватывает большой пласт различных видов искусства. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусства нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Пейзаж в этот период понимается как портрет определенной местности. Согласно требованиям романтической эстетики художник должен изображать "не вымышленный, а избранный мир". В своей работе «Вид Константинополя» Айвазовский, перерабатывая запас непосредственных наблюдений, воссоздает романтически возвышенный, но в основе своей реальный образ. Романтическое начало Айвазовского выражается в поэтическом восприятии Востока как некоего счастливого мира, где человек сливается с солнечной, доброжелательной природой в неторопливом, спокойном течении своих будней.

Царева Т.Б.

Географическая справка

Константинополь (древнерусск. народн. Цареград, современный Стамбул или Истамбул) - столица Византийской империи, один из самых древних и исторических городов мира. Время когда Стамбул (бывший Константинополь) был оплотом Византийской империи оставило множество памятников архитектуры, сохранившихся и по сей день. Основные достопримечательности Стамбула сосредоточены в историческом районе “Султан Ахмет”, в старой части города. Наибольший интерес вызывают такие фундаментальные сооружения, как “Дворец Топкапи ”- древняя резиденция османских султанов с уникальной коллекцией сокровищ. Недалеко от “Топкапи” возвышается собор Святой Софии. На протяжении многих веков он служил как христианский храм, и уже после завоевания Константинополя османскими турками были достроены минареты и храм превратился в мечеть. В этом же районе находится “Голубая Мечеть” – единственная в мире мечеть с шестью минаретами. Огромные пропорции и взметнувшиеся вверх минареты восхищают и притягивают к себе туристов со всего света. Это одна из немногих мечетей мира, которая открыта для туристов. Между “Голубой Мечетью” и собором Святой Софии простирается площадь древнего Ипподрома. К сожалению, до наших дней дошли лишь два каменных обелиска, которые входили в архитектурный ансамбль Ипподрома и остается только догадываться о его былом величии. В полутора километрах от района “Султан Ахмет” расположен самый большой и один из самых древних базаров в мире – Крытый базар (Капалы Чарши). Несомненно, интерес вызывает и дворец последних султанов “Долмабахчи”, который расположен на берегу Босфора и знаменит своим великолепием и внутренним убранством.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева