З.Е. СЕРЕБРЯКОВА. Беление холста

Крестьянская тема имеет в русском искусстве глубокие традиции, начиная с творчества А.Г. Венецианова. После социально-заостренной трактовки этой темы в искусстве передвижников, художники рубежа XIX–XX столетий видели в ней прежде всего выражение исконного образа жизни крестьянской России, подчеркивали красоту и своеобразие народного быта. «Беление холста» Серебряковой решено в таком ключе.

Художница сделала множество зарисовок и акварельных набросков к картине «Беление холста». Она настойчиво искала типажи, сложные ракурсы фигур, в которых можно выявить пластику движений, ритмическое построение композиции. В результате она выбрала низкую линию горизонта, точку зрения снизу, что дало возможность укрупнить фигуры, придать им монументальность и торжественность. Заключив фигуры композиционно в круг, где каждый персонаж находится в сложном ракурсе, направляющем движение по кругу от центральной фигуры в красном платье к фигуре в синем сарафане, развернутой спиной, Серебрякова создает ассоциацию с хороводом. Изображена не сцена изнурительного труда угнетенных крестьян, а сцена торжества красоты, силы и молодости.