Тарквиний Гордый и Туллия. Вторая половина XVI века

Производство шпалер возникает одновременно в ряде европейских стран. Самой ранней из сохранившихся вещей считается шпалера XI века, созданная для церкви Св. Гереона в Кельне (Германия). В конце XIII - начале XIV века ведущими центрами производства шпалер были мастерские Арраса и Парижа. Термин "arrazo" становится в то время таким же синонимом ковровых изделий, как позднее "гобелен". С конца XIV в., помимо Франции и Германии, шпалеры начали производиться в г. Брюсселе. Особую славу брюссельские шпалеры стали приобретать в XV-XVI веках. В течение трех столетий (XV-XVII вв.) фламандские шпалеры были ценнейшим предметом международной торговли. Антверпен, Брюссель, Брюгге, Ауденарде, Мехельн и другие начинают выделяться своими работами. "Тканые фрески" превращаются в произведения высочайшего искусства, а в их создании принимают участие такие великие мастера - как Рафаэль, Рубенс, Иорданс, Тенирс, Ван Дейк и др.

Шпалера "Тарквиний Гордый и Туллия" представляет собой образец фламандского ткачества второй половины XVI века. События, изображенные на ней относятся ко времени правления в Риме первых царей и рассказывают об убийстве Сервия Туллия и воцарении Тарквиния Гордого. Туллия была дочерью одного из легендарных царей Сервия Туллия, правившего в Риме в VI в. до н.э. Вместе с мужем Тарквинием Гордым, она участвовала в заговоре, направленном на свержение своего отца. Тарквиний ворвавшись со своими приспешниками в курию силой изгнал оттуда Сервия Туллия, а затем приказал его убить. Туллия узнав о свершившемся событии поспешила к мужу и увидев выходящего ей навстречу Тарквиния, она первая назвала его царём.

Возвращаясь радостная домой, она неожиданно увидела лежащее на дороге тело, убитого отца. Возница в ужасе осадил, натянув поводья, повозку и указал госпоже на Сервия. "Тут по преданию, - как пишет римский историк Тит Ливий , - и совершилось гнусное и бесчеловечное преступление. Туллия, обезумевшая, ... погнала колесницу прямо по отцовскому телу." Улица, на которой произошло это страшное событие, получила название Vicus Sceleratus (лат.- Проклятая улица).

Композиционным центром шпалеры является встреча Тарквиния Гордого и Туллии, которая происходит на открытом пространстве, среди множества зрителей и свидетелей происходящего. Тарквиний Гордый, выходящий навстречу Туллии, изображен в несколько театральной позе, он в царской короне, мантии, со скипетром в руках. Вокруг него группируются остальные персонажи - воины в стилизованных античных одеждах и служанки, сопрвождающие Туллию. Их размещение, жесты подчинены общей пластической задаче: направить внимание зрителя к единому смысловому и композиционному центру.

В правой части шпалеры помещено изображение колесницы с сидящей в ней Туллией, а под колёсами - Сервий, он в мантии и царской короне.

Фигурные сцены компонуются свободно, движение в них ритмически организует плоскость ковра и связывает воедино всю группу. Изысканная плавная линия не только определяет контуры фигур и рисунок одеяний, но и смягчает движение, заставляет играть складки драпировок. Изображение фигур становится объемней, а их движения свободней. Однако при всей непосредственности поз и движений, в расстановке фигур есть нечто искусственное, и в целом группа напоминает умело построенную театральную сцену. Композиционный центр шпалеры - встреча Тарквиния и Туллии - сдвинут немного влево, что воспринимается как противопоставление торжественности встречи и трагической гибели Сервия Туллия.

В характере компоновки главного сюжета и общем решении шпалеры, напоминающей фриз, чувствуется сильное итальянское влияние. В ней органично сочетаются как элементы условности, идущие от традиций средневекового ковра, совмещение нескольких последовательно развивающихся сюжетных эпизодов, так и выработанные под влиянием Рафаэля принципы построения композиции с крупными фигурами первого плана на фоне пейзажа.

Сцена заключена в своеобразную раму - тканый бордюр, состоящий из излюбленных в ту эпоху орнаментальных мотивов - листьев аканта, маскаронов, плодов и цветов.

Справочная информация.

Шпалера - это тканые безворсовые ковры, которые со времен раннего средневековья рядами развешивались по стенам или в аркадах нефов кафедральных соборов, отсюда их название. Приемы ткачества, лежащие в основе классической шпалеры, были известны ещё с древнейших времен. В Каирском музее хранится льняная пелена, найденная в гробнице Тутмоса IV, затканная разноцветными узорами, выполненными в технике репсового переплетения. Изящные коптские ткани (Египет) с сюжетными и орнаментальными мотивами, датируемые первыми веками нашей эры, по технике исполнения также близки к шпалерам.

Техника шпалерного ткачества трудоемка и сложна, она требует от мастера не только большого индивидуального мастерства в ткацком искусстве, но также знания рисунка и колористического чутья, умения точно воспроизвести картон, являющийся образцом. Ткачи путем простого переплетения подвижной уточной нити с неподвижными нитями основы, натянутыми на горизонтальный или вертикальный станок, создают одновременно и ткань ковра и разноцветный рисунок.

В Европу художественное ткачество пришло, по-видимому, с Востока. Самые ранние шпалеры были немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. Во Франции и Фландрии ковры, вытканные в шпалерной технике, назывались "сарацинскими". Холодный климат севера Европы способствовал широкому распространению стенных ковров.

Вытканные из плотных шерстяных нитей, они утепляли холодные каменные стены замков. Помимо своего практического назначения, шпалеры служили своего рода картинами - фресками, украшая соборы, ратуши и парадные залы. На полотнищах таких ковров разворачивались величественные и драматичные сцены, на них изображались подвиги исторических героев, сюжеты из Ветхого и Нового Завета, сцены из рыцарских романов и античной истории, аллегории и пасторали. Часто ковры одной серии составляли подробное развернутое повествование. Иногда шпалеры использовались в качестве раздвижных занавесей на кольцах, образуя, по выражению В. Гюго, "колышущиеся стены". В дни торжественных празднеств и процессий ими часто убирали окна, балконы зданий, специальные подмостки для зрителей. В Испании в XVI-XVII веках ковры часто применялись в качестве декораций для придворных спектаклей.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, за год мастер мог выткать только квадратный метр подобного ковра. Поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой. Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска) - маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на арках, оконных и дверных проёмах, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи воды), а также на мебели, сосудах.

Курия (лат. curia), одно из древнейших подразделений римского населения. Согласно традиционным представлениям, Ромул разделил римлян на три трибы, Тиции, Рамны и Луцеры, а каждую из триб - на 10 курий, которые были, в свою очередь, образованы группами семей, или родами (gentes). Место собрания курий также называлось курией, и святилища их назывались Curiae Veteres и Curiae Novae (Древние и Новые Курии).

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева