ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ ЛИНЗА

В Музее М.В. Ломоносова Российской Академии наук хранится старинная зажигательная линза. По преданию, она принадлежала покровителю М.В. Ломоносова Ивану Ивановичу Шувалову, а поскольку Ломоносов помогал ему в любительских занятиях наукой и заказывал для него различные научные приборы, то нет сомнения, что линза появилась у Шувалова не без содействия нашего великого ученого. Вероятно, поэтому в течение многих лет за ней по традиции закрепилось название "Ломоносовская зажигательная линза". Получена музеем при формировании его коллекции в 1948 г. из Института истории естествознания и техники АН СССР. Линза не имеет каких-либо клейм и надписей, поэтому не удалось установить время и место ее создания, как неизвестен и мастер, ее изготовивший. Правда, существует предание, что линза была изготовлена в XVIII веке.

Стекло линзы двояковыпуклое, зеленоватое, диаметром 40 см и фокусным расстоянием 1,5 м. Оно обрамлено широкой оправой, на которой по горизонтальному диаметру установлены два штифта с нарезными концами. Эти штифты опираются на торцевые поверхности поддерживающего литого чугунного полукольца, закреплены сверху накладками и завинчены на концах двумя фигурными круглыми, с насечкой гайками. (Изготовление полукольца из чугуна, материала, совершенно инородного другим металлическим деталям линзы, дает основание предполагать, что оно было создано позднее взамен утраченного бронзового.) При таком креплении стекло в оправе может вращаться вокруг горизонтальной оси и менять наклон по отношению к горизонту. В нижней части полукольца имеется прилив, к которому прикреплена ножка линзы. Полая внутри, она выполнена по обычаю того времени в виде классической колонны с базой и капителью. В последней устроен шарнир, позволяющий поворачивать линзу по окружности. Как и большинство настольных инструментов, того времени линза опирается на треногу: внизу к стойке привинчена втулка с тремя шарнирно соединенными с ней фигурными S-образными ножками, которые могут сдвигаться вместе при транспортировке линзы. Все детали ее обрамления и установки (кроме поддерживающего полукольца) выполнены из бронзы с позолотой, которая при общей хорошей сохранности инструмента, к настоящему времени утрачена приблизительно на 80%. Общая высота прибора составляет 94,5 см, а при сложенных ножках 107,5 см.

Э.П. Карпеев