Рукомой.
Россия, Ярославская губ., Любим. Начало ХХ в.


Шарообразное тулово на маленьком основании с плоским днищем переходит в более узкое высокое горло, резко расширяющееся кверху. Край горла сильно отогнут наружу и отделан бортиком. Две маленькие ручки S-образной формы, круглые в поперечном сечении, прикреплены к плечику и тулову сосуда с противоположных сторон. Маленький изогнутый носик, сужающийся к сливному отверстию, круглый в поперечном сечении, прикреплен к плечику рукомоя. На тулове вертикальные полосы, выполненные светлым ангобом, начинающиеся на плечиках широкими кружками и сужающиеся к основанию, как бы стекающие. Черепок мелкозернистый с небольшими черными вкраплениями, наружная поверхность слегка шероховатая. Внутри и снаружи - светло-коричневая полива.
Рукомойник - подвесной сосуд в виде кувшина округлой формы с двумя ручками и одним или двумя носиками, подвешивался над лоханью с помощью цепей и веревок к кронштейну. Предназначался для умывания. Более древние названия рукомойника: рукомыя, рукомой, умывальница, водолей, другие названия - поильник и урыльник. - Традиционные изделия XVIII-XIX века, широко распространенные в России. Данный предмет отличается оригинальным декором, напоминающим стекающие струи воды.
Легенда: Бытовал в семье Чиговских, г. Любим, Ярославской области. Коллекция керамики Рыбинского музея-заповедника состоит предметов, поступивших в музей от частных лиц или привезенных сотрудниками из историко-этнографических экспедиций в районы Ярославской и Тверской областей (1960-1990 гг.).
Народная керамика является подлинно народным произведением, самобытных мастеров, соединяет в себе силу земли, силу огня и тепло и мастерство человеческих рук. В сосудах достигается единство утилитарного и художественного, простота и доступность материала, традиционность и совершенство его художественной обработки.
В разных по форме, величине, объему и назначению простых предметах крестьянского обихода прослеживаются глубокие традиции народного искусства. В основе произведений народных мастеров выполненных конце XIX - начале XX века, архаичные по формы, в стилистике традиционного народного искусства. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Повсеместно распространенной была обычная красная глина, реже серая или белая. Главным орудием горшечника до самого последнего времени, помимо ножного гончарного круга, является ручной, более древний способ.
Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, выполненные по сырой глине. Особой нарядностью, глубиной, звучностью цвета, пластичной упругой формой отличаются поливные изделия XIX века.
Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась вырабатываемая почти повсеместно "муравленая посуда", называвшаяся гончарами "поливной". Покрывалась она легкоплавкими свинцовыми глазурями, так называемыми поливами. Желтый цвет, наиболее распространенный получался из окиси железа или свинца, красивые глубокие коричневые и фиолетовые тона - из марганца, а самые необычные и разнообразные зеленые цвета давала окись меди. Особенно широко использовался сурик для излюбленных красновато-коричневых полив. Одноцветная глазурь наносилась на необожженный черепок, изредка для его грунтовки употреблялось предварительное ангобное покрытие посуды тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц). Обычно предметы окунались в раствор с поливой или же обливались этим составом, реже обмазывались кистью.
Неповторимое своеобразие придавала поливным изделиям неравномерная окраска предмета, то густая и темная, то светлая с разными тональными оттенками. Красочные потеки и блики света, отражавшиеся на гладкой блестящей поверхности поливы, очень живописны.
Поливная посуда украшалась росписью. Это и одноцветные простые узоры из волнистых или ломаных линий, колец, горошин, розеток, стилизованных веток. Такие линейные узоры, исполненные белым ангобом, располагались обычно в верхней части тулова, составляя резкий контраст с темным насыщенным цветом красновато-коричневой поливы. Подобные изделия встречаются главным образом на ярославских, новгородских и калязинских изделиях.
Литература: Русское гончарное искусство XIX - начала XX века. Каталог выставки из собрания Загорского музея. Автор-сотавитель Калмыкова Л.Э. М., 1976.
Сотрудник Рыбинского музея-заповедника Коновалова Н.Е.