Федоров Сергей. По рисункам Доменико Скотти.
Победа при Колотском монастыре в 19 октября 1812 года

(Лист 6). 1814 г. Россия, г. Санкт-Петербург. Под руководством: Карделли С.
Бумага вержированная, резец, офорт. Л.54,1x67,6; И.46x62,8.

       Композиция почти симметрична, строится по классицистическим правилам: деление на планы, равновесие масс и пятен, кулисы, затененный первый план, вынесение главного в центр второго плана. В центре, на фоне клубов дыма, на белом коне выделена фигура атамана Платова, 3/4 вправо, с булавой в правой вытянутой руке. Левее от него заполненный фигурами и лошадями передний план с кулисами в виде двух мощных, переплетающихся деревьев. В левом нижнем углу башкир в островерхой шапке, занесший саблю над французом, упавшим вместе с лошадью. Левую заполненную часть уравновешивает пространственный прорыв, отрывающийся справа между дымовой завесой и всадниками со знаменами, фланкирующими правый край композиции. У левого знамя Наполеона (в центре корона в венке, по углам буквы "N" также в венках). У следующего за ним знамя, на древке которого вензель Александра I. На среднем плане, в ложбине, на фоне сражения два всадника дерутся за знамя, на дальнем плане, на снижающейся к центру линии горизонта панорама монастыря на холме и подъезжающие к нему слева казаки с пиками. В нижнем поле текст в два столбца на двух языках: русском и французском. Между ними Двуглавый орел с вензелем Александра I.
       Комментарий:
История создания серии "Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствие достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем в 1812 году". Действительным инициатором издания серии является Доменико Скотти (1780-1825), исторический живописец, работавший до войны преимущественно в Москве. Карделли был привлечен для руководства переводом в офорт рисунков Скотти, поскольку был известен в издательских кругах Петербурга как гравер, работы которого продавались и рекламировались книгопродавцами Глазуновым, Заикиным, Ступиным. Можно сказать, что он монополизировал в послевоенном Петербурге гравирование портретов героев 1812 года. Серия состоит из двенадцати офортов, исполненных И.Беггровым и С.Федоровым "под смотрением" С.Карделли по рисункам Д.Скотти. (Григорьев Р. Серия "Двенадцать гравированных картин..." (1814-1815) и ее создатели (к 175-летию Отечественной войны 1812 года). - в Сб.: Сообщения ГЭ. LIII, с. 20-13). С точки зрения техники гравирования листы этой серии не отличаются тщательностью и изяществом исполнения. Более того, гравюры производят даже несколько архаичное впечатление, но вместе с тем, им нельзя отказать в особой художественной выразительности.
       Федоров Сергей
- гравер на меди. Ему принадлежат 6 досок (из числа 12) баталий 1812 г., изданных Кардели и гравированных с рисунков Скотти: 1) Сражение при Бородине; 2) Победа при Тарутине; 3) Победа при Колотском монастыре; 4) Победа при городе Духовщине; 5) Разбитие маршала Нея при Красном; 6) Разбитие Наполеона при переправе через Березину и 7) Рассвет, виньетка к нотам: летящая женщина с цветами в руке. (Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., стр. 803.)
       Бой при Колотском монастыре. Один из выдающихся боев заключительного этапа Отечественной войны 1812 года. Рано утро 19(31) октября у Колотского монастыря между Можайском и Гжатском летучие отряды казаков Платова незаметно вклинились в колонны отступающего противника. Стремительная атака казаков, почти не имевших потерь, дала такие результаты: было убито 500 человек и захвачено 20 пушек и обоз.