«Особенности научного и публицистического стилей речи»

 

Цели и задачи урока: обобщить и углубить  знания по теме  «Публицистический и научный стили речи»; закрепить знания о строении текста; проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ, развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование: предложения, написанные на доске, схемы особенностей публицистического и научного стилей речи, тексты. (Дополнительный материал к уроку.)

 

Ход урока:

 

I.Повторение знаний о строении текста.

Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? (БГАВ; АБВГ; БАВГ; БВГА)

           А. Эту задачу позже решил Исаак Ньютон.

           Б. Законы Кеплера, обеспечив в основном полное и правильное описание движения планет вокруг Солнца, решили основную проблему астрономии.

           В. Но все законы Кеплера были фактической прелюдией к его открытиям.

           Г. Однако Кеплер не объяснил, почему планеты движутся по таким орбитам.

Спишите текст. Определите стиль. Подчеркните слова, характерные для данного стиля речи.

(Текст не может начинаться с указательного местоимения и с противительных союзов, поэтому первым предложением будет предложение по буквой Б. Второе предложение связано с первым лексическим повтором «движение планет» и «планеты движутся». Это предложение под буквой Г. Третье предложение под буквой А связывается с предыдущим антитезой – «Кеплер не объяснил», но «эту задачу решил Исаак Ньютон». Последнее предложение под буквой В связано с третьим контекстуальными синонимами – «задачу решил» и «открытиям». Правильный вариант ответа – Б Г А В.

Текст относится к научному стилю речи, так как цель его - дача строгой информации, для него характерно логичность, последовательность мысли, а также термины и специальные слова: «законы Кеплера», «описание движения планет», «основную проблему астрономии», «планеты движутся по орбитам», «задачу», «Исаак Ньютон», «фактической прелюдией к его открытиям».)

 

II. Словарный диктант.

 

Гуманистический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный, деспотизм, фанатизм, анархия, гражданственность, объективность.

      К какому типу лексики можно отнести эти слова? Для какого стиля речи они характерны?

      Составьте и запишите 1-2  предложения с любыми словами (простые, распространенные, осложненные).

(Данные слова относятся к общественно – политическому типу лексики; они характерны для публицистического стиля речи.

Примерные предложения: «Александр Сергеевич Пушкин – эмоциональная, восторженная, поэтическая натура». «По мнению

В.В. Путина, все демократические права и свободы должны быть обеспечены условиями конституционного порядка». «В первой статье Конституции Российской Федерации записано, что Россия является федеральным, правовым и демократическим государством». «27 февраля 1917 года – начало буржуазно демократической революции в России».).

 

III. Работа с текстами (отпечатаны заранее, раздаются каждому учащемуся).

 

1.« В России две беды: дураки и дороги», - утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по – прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа «Дороги России», теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.

2. Россию часто называют страной дальних дорог. И не без основания. Необходимость преодолевать колоссальные расстояния издавна предопределила сооружение дорог. Их создание обеспечивало связи между разными частями страны. В таком большом и разнообразном государстве, как Россия, не может не быть различий в интересах разных районов, стимулирующих центральные тенденции, стремление к замкнутости (или к более тесным связям с другими государствами, чем с регионами России). Один из наиболее эффективных способов противодействовать этому – развитие транспорта, связывающего воедино части страны.

Продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает и производственные связи между предприятиями, и доставку населению предметов потребления. Это своего рода «продолжение процесса производства в сфере обращения».

 

·                        Какой темой объединены эти тексты. Что их различает? Докажите стилистическую принадлежность каждого текста.

(Эти тесты объединены одной темой – темой дорог и транспорта, но их принципиальное различие в том, что они относятся к различным стилям речи.

 Первый текст относится к публицистическому стилю речи. Его цель – дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя. Это, скорее всего, отрывок из публицистической статьи, возможно, начало проблемного очерка. Для данного текста характерно употребление слов общественно – политического типа лексики: «конституционный строй», «госпрограмма». «государство», «пятилетняя президентская программа». Здесь встречаются речевые стандарты, а также штампы, имеющие канцелярскую окраску: «государство борется», «мыслить масштабно», «извечные проблемы», «присутствуют в действительности», «разработан план». Кроме того, в данном тексте есть и разговорные слова, что особенно характерно для публицистического стиля речи: «дураки», «колдобины», «ухабы». Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей. Начинается он с цитаты: «В России две беды: дураки и дороги», которая давно уже стала афоризмом. Последующие три сложных предложения построены на антитезе: «менялся конституционный строй, но проблемы по - прежнему присутствуют»; «для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно»; «пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие». Данное высказывание характерно для широкого круга читателей.

Второй текст относится к научному стилю речи. Цель его – дать точную информацию, в данном случае, о транспорте. Это отрывок из статьи школьного учебника географии. Здесь много специальных слов и терминов: «центробежные тенденции», «сооружение дорог», «стремление к замкнутости», «с регионами России», «эффективных способов», «развитие транспорта», «продукция транспорта», «перевозки грузов и пассажиров», «производственные связи», «предметов потребления», «продолжение процесса производства в сфере обращения». В этом высказывании преобладают существительные, в том числе, абстрактные отглагольные: «сооружение», «создание», «различий», «стремление», «противодействия», «развитие», «продукция», «перевозки», «доставка», «потребления», «продолжение», «обращения». В тексте наблюдается повторяемость ключевого слова, что характерно для научного стиля: «грузовой транспорт», «продукция транспорта», «развитие транспорта». Для него характерна неупотребительность местоимений и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа, а также восклицательных частиц и междометий. Здесь широко используются словосочетания со связью управление «сущ.+сущ. в род. п.»: «продукция транспорта» , «сооружение дорог», «частями страны», «интересах районов», «регионами России», «продолжение процесса производства». Прямой порядок слов, употребление простых распространенных осложненных предложений делает высказывание точным, логичным. Основной тип речи данного текста – рассуждение.)

 

IV.Домашнее задание: сочинение - рассуждение научного стиля речи  о стилистической принадлежности текста (по вариантам:

I вариант – текст публицистического стиля речи, II вариант – текст научного стиля речи).