Аламанно Ринуччини. Письмо к сыну Филиппо(Флоренция, 1473 г.)

Я хочу, сын Филиппе, чтобы ты отличался всякого рода добродетелями, поэтому страстно желаю видеть тебя весьма образованным в науках. Науки являются учителями и руководителями. Для тех, кто посвятил себя им, все достижимо, чего бы они ни пожелали. Только благодаря наукам ты будешь лучше разбираться в человеческих делах. Благодаря им рождается тот душевный покой, который поистине может составить человеческое счастье.

Мы же нуждаемся в тех, кто воспитан в добрых нравах, пригоден к общению с остальными людьми благодаря образованию и культуре, в тех, кто мог бы хорошо вести хозяйство, а также похвально и с честью заниматься государственными делами.

Я решил описать тебе вкратце, какой путь изучения наук для юношей самый удобный и самый короткий.

На стадии первоначального обучения нужно, чтобы мальчики говорили друг с другом и с наставником по-латыни, чтобы обучение языку они сочетали с обучением музыке, так как она делает слух более восприимчивым к речи… Следует остерегаться того, что мальчики, которые в силу своего возраста еще не могут любить науку, станут ненавидеть ее, получив отвращение к ней вследствие чрезмерной перегруженности занятиями.

Далее мальчик должен изучать тот раздел арифметики, который в нашем обществе используют все, чтобы он умел как следует считать, что достаточно для повседневной жизни. Ведь эта дисциплина требует, по-видимому, не столько острого ума, сколько крепкой и твердой памяти. После изучения арифметики, на что уйдет, вероятно, год или около того, нужно с усердием приняться за литературу. После того как юноша уже добился чего-либо в красноречии, я полагаю, ему следует заняться греческим. После диалектики следует изучать этику: она способствует нравственной жизни и весьма обогащает речь.

Пусть ученик перейдет к натуральной философии, слушателю необходимо познакомиться с началами астрологии и геометрии. Должна состояться длительная беседа о вращении небесного свода, о его конфигурации и величине, многое следует узнать о тропиках и знаках Зодиака…

Нет ничего столь темного, столь трудного для понимания, чего нельзя было бы познать для достижения нашей цели и чего мы не могли бы постичь в течение трех лет, если бы посвятили себя этому всецело.

И все же я не хочу, чтобы юноша, преданный наукам, был избавлен от забот и привычек сверстников, словно некий отшельник. Напротив, он должен общаться со сверстниками и участвовать в достойных развлечениях, особенно в тех, которые развивают тело, а именно в занятиях сельским хозяйством, охотой, рыбной ловлей. Все удовольствия нужны, но уместны и своевременны, и юношам после перерыва следует еще усерднее заниматься науками, а не отвлекаться от них из-за чрезмерных развлечений.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем автор текста видит цели и задачи образования?
  2. *Сравните этот документ с текстом X в. «Разговор для обучения мальчиков латинской речи»: чем обучение в средние века отличалось от взглядов на образование в XV в.?
  3. Какие науки следовало, по мнению автора, изучать юноше? *Постарайтесь объяснить их выбор.
  4. *Чем ваше школьное образование не похоже на обучение мальчиков в XV в.? ** В чем причины замеченных различий?
  5. *С какими идеями Аламанно Ринуччини вы согласны? **Объясните свой ответ.
  6. **Мог ли подобный текст появиться в раннее средневековье? **Почему? Дайте развернутый ответ.