Сарматы

Общее название ираноязычных племён, расселившихся в III в. до н.э. – IV в. н.э. в степях от р. Тобол на востоке до р. Дунай на западе. Основой хозяйства сарматов являлось кочевое скотоводство. В среде сарматских племен шло разложение родового строя, процессы имущественного расслоения с выделением богатой родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение сарматов и их движение на запад было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ, стремлением приблизиться к городам и земледельческим районам для торговли и грабежей.

С III–II вв. до н.э. часть сарматов освоила предкавказские равнины, другие сарматы установили свою власть в степях Северного Причерноморья.

В III в. н.э. в Северном Причерноморье власть сарматов была подорвана готами, а в IV в. они были разгромлены гуннами. Часть сарматов вместе с готами и гуннами участвовала в Великом переселении народов. Сарматы, сохранившиеся на территории нашей страны, в эпоху раннего средневековья были ассимилированы славянскими и северокавказскими народами.

Для культуры сарматов раннего периода (VII–III вв. до н.э.) характерен вариант звериного стиля: одежда, оружие, сосуды и другие бытовые предметы украшались стилизованными изображениями (плоскими, гравированными, рельефными, объёмными из золота, бронзы, кости, рога, камня) животных, трактованными обычно с большой выразительностью. Позднее собственно племена сарматов достигают большого мастерства в ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья р. Дона и Днепра и в Прикубанье). Наряду с изображениями в зверином стиле (главным образом, сильно изогнутые тела хищников и драконов, переплетённые в напряжённой борьбе), распространяются изображения крылатых гениев, антропоморфных божеств, растительные мотивы. В III в. до н.э. появляется и во II–IV вв. достигает расцвета характерный для сарматов «полихромный стиль»; одежда, обувь, изделия из металла отделывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и др. В полихромных ювелирных украшениях применялись также филигрань, зернь. Зооморфные мотивы постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. К концу сарматского времени (III–IV вв.) «полихромный стиль» становится особенно пышным, а вещи грубее.