А.А.Сапожников. Село Разбойщина. 1927

Творчество Алексея Алексеевича Сапожникова (1888 - 1954) является одной из ярких страниц саратовского искусства 1920-1930-х годов. Уроженец Пензы, с блеском окончивший Пензенское художественное училище, без экзаменов зачисленный в Петербургскую Академию художеств и в числе немногих лучших студентов попавший в мастерскую Д.Н.Кардовского, он после долгих лет учебы и военной службы в 1917 году поселился в Саратове. Именно здесь начинается его творческая биография, в полную силу проявляется многогранный талант. Великолепный рисовальщик, владевший разными графическими техниками, глубокий психолог в портретном жанре, замечательный пейзажист, наделенный тонким колористическим дарованием, Сапожников активно работает и как художник, и как педагог и вскоре становится заметной фигурой местного художественного сообщества, одним из мастеров, определявших пути развития искусства города.

В бурные послереволюционные годы, когда радикальное экспериментаторство в сфере культуры зачастую ассоциировалось с общественной революционностью и поначалу поощрялось новой властью, а традиционные формы творчества отвергались как пережитки реакционной буржуазной идеологии, Сапожников сохранял приверженность классическим принципам отечественной и европейской живописи, достигая выразительности языка своего искусства на путях вполне умеренных. По некоторым свидетельствам, он был увлечен стилистикой ведущих представителей "Союза русских художников", а, судя по его работам этого периода, прекрасно владел всем арсеналом творческих методов импрессионизма.

За время пребывания в Саратове художник создал целый ряд пейзажей, которые именно своей импрессионистской манерой отличаются от полотен мастеров, причисляемых к "саратовской живописной традиции". Сближаясь с ними по колориту, определяемому особенностями природной среды, по эмоциональности образного содержания, произведения Сапожникова в большей степени сохраняют непосредственность натурного импульса, не столь декоративны как работы П.С.Уткина, Е.В.Егорова или М.А.Аринина. Ярким тому примером является "Село Разбойщина" (1927) из собрания Радищевского музея.

Пейзаж написан в небольшой деревушке, расположенной недалеко от Саратова, где в 1920-е годы проводили лето многие саратовские художники. Изображая простой сельский мотив с крестьянскими избами, сараюшками, высокими деревьями, узкой извилистой дорожкой, поднимающейся в гору, Сапожников, очевидно, не ставил задачи создать обобщенный образ природы, но стремился как можно более точно передать ее состояние в конкретный момент времени. Живописец с осязаемой достоверностью воссоздает атмосферу раннего летнего утра, когда свежий ароматный воздух еще пропитан влажной прохладой, косые лучи невысокого солнца насквозь просвечивают сочную, еще не выжженную зноем зелень травы, вспыхивают разноцветными искрами, отражаясь в листве деревьев, золотистым свечением зажигают легкую пелену облаков, крыши и стены избушек. Длинные густые тени, падающие на землю от деревьев и сараев, усиливают впечатление яркости солнечного света.

Сложная колористическая гамма пейзажа строится на гармоничном взаимовлиянии доминирующих голубовато-зеленых и розовато-коричневых тонов, в соответствии с основными принципами пленэрной живописи. Ощущение яркости и сочности травы на переднем плане достигается благодаря объединению множества оттенков зеленого с вкраплениями голубого, белого, розового, желтого, коричневого, серого, охристого. Более сдержанными красочными сочетаниями изображены пышные кроны высоких деревьев в центре картины: преобладающие здесь серо-зеленые, темно-коричневые и темно-синие тона, смягченные голубоватыми рефлексами, передают ощущение тенистой прохлады. Зеркальная поверхность заводи небольшого родника, пробивающегося почти у самых корней деревьев, расцвечена отражениями всевозможных оттенков. Тончайшие и точнейшие цветовые градации ясно разграничивают планы картины, позволяют отчетливо различить зелень тонких ветвей молодого деревца, расположенного на переднем плане, на фоне темной зелени деревьев среднего плана. Мелкие дробные мазки, которыми написаны трава, земля, облака, избы, листва и стволы деревьев дают почувствовать вибрацию прогреваемого солнцем воздуха, легким маревом окутывающего все предметы. Импрессионистская манера живописи, однако, не лишает изображенные предметы плотности и материальной осязаемости.

Пристальность пленэрного созерцания художника, улавливающего тончайшие нюансы состояния световоздушной среды, сложность колористического построения пейзажа свидетельствуют о том, что для Сапожникова был важен, прежде всего, живописный анализ конкретного мотива. Живая непосредственность чувства в данном случае превалирует над синтезом впечатлений.

Беляева Г.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева