П. И.Чайковский

Концерт № 1 си-бемоль минор для фортепиано с оркестром

История создания

 

            Лето 1874 П. И. Чайковский посвятил сочинению оперы «Кузнец Вакула»; он закончил ее в августе. Можно предположить, что он закончил  ее в августе. Именно к этому времени относятся первые мысли композитора о фортеианном концерте на украинские темы. Первые сведления о новом сочинении содержатся, как это  часто  у Чайковского, в письме к его брату Модесту, с которым композитор был  очень дружен, и который писал  для него либретто его опер. По-началу дело шло трудно, как признавался композитор брату. Чайковский очень хотел, чтобы будущий концерт исполнил Николай Григорьевич Рубинштейн.

            Несмотря на трудности в сочинении, в которых Чайковский сознавался родным, концерт был сравнительно быстро закончен. На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874». В оркестровом варианте произведение было  закончено 9 февраля 1875 года.

            Странным образом Концерт не сразу получил признание московских друзей Чайковского, и самое главное – он не понравился тому, для кого предназначался, то есть Н.Рубинштейну. Интересно, что три года спустя Чайковский раскрыл  причину конфликта между ним и Н. Рубинштейном в письме к Н. Ф. фон Мекк, его горячей почитательнице и покровительнице. Чайковского оскорбил тон критических замечаний Рубинштейна, который не увидел в концерте ничего хорошего не только с точки зрения виртуозной, но и художественной. Написанной было посвящение Рубинштейну Чайковский уничтожил и заново посвятил концерт сначала С. Танееву, своему ученику, а затем – передумав – Гансу фон Бюлову, выдающемуся пианисту и дирижеру. Последний был страстным поклонником творчества Чайковского. Он и исполнил впервые концерт, ставший столь прославленным в последствии, в Бостоне 25 октября 1875 года. Вскоре концерт сыграл в Петербурге пианист Г. Кросс; дирижировал, как и многими петербургскими приемьерами Чайковского, Э. Направнгик. Сам Чайковский, присутствовавший в зале, на сей раз остался недоволен исполнением. И, наконец, 31 ноября того же года Концерт прозвучал в Москве в замечательном по совершенству испонении молодого – девятнадцатилетнего – С. Танеева. Дирижировал в тот вечер… Николай Рубинштейн.

            В одной из своих статей Чайковский, обрадованный успехом московской премьеры, писал: «…да позволено мне будет выразить г. Танееву самую горячую благодарность автора исполненного им концерта за то, что он так хорошо зарекомендовал это необычайно трудное сочинение благосклонному вниманию публики. Такой же точно запас благодарных чувств автор питает к г. Рубинштейну, столь художественно, искусно, горячо ведшему оркестр, аккомпанировавший г. Танееву. Лучшего исполнения этого сочинения, как то, которым он обязан симпатичному таланту г. Танеева и капельмейстерскому мастерству г. Рубинштейна, этот автор и желать не может».

            Н. Г. Рубинштейн, которому Концерт при первом знакомстве с ним не понравился, вскоре «прозрел» - оценил его красоты и художественную значимость. Начиная с 1878 года он стал исполнять его в Москве и Петербурге. В 1879 году на показе русской музыки в Париже Рубинштейн произвел подлинную сенсацию своим исполнением Концерта.

            Первый концерт П. Чайковского – это целая эпоха в русской фортепианной музыке. По своему значению он превышает все, написанное до него. Он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества. Концерт оказал огромное влияние на С. Рахманинова, в творчестве которого жанр фортепианного концерта был поднят на новую  ступень.

Музыка

Первая часть - Allegro non troppo e molto maestoso. Чайковский в качестве формы своего Концерта воспользовался классическими образцами трехчастного цикла. В такой форме в эпоху романтизма свои концерты писали Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, А. Рубинштейн. Это следует особо отметить, поскольку ко времени написания Концерта инструментальная музыка знала и иные образцы. Ф. Лист, например, создал свободную одночастную форму концерта. И среди композиторов было немало тех, кто ориентировался на открытия Листа в этой сфере. Чайковский не отказался от классической трехчастной композиции концерта, но по существу создал совершенно новаторскую концепцию. Оставив главное значение за первой наиболее симфонизированной частью, он осложнил и весьма оригинально сконструировал ее форму.

            Первая часть состоит из большой интродукции и сонатного Allegro, причем значение интродукции так велико, что она может претендовать на роль самостоятельного раздела формы. Тема интродукции проходит три раза. Перед последним проведением темы Чайковский поместил  большую виртуозную каденцию пианиста виртуохзного склада.

            Следующий после интродукции раздел построен аналогично первым частям симфонических циклов Чайковского. В нем есть трехчастная главная партия и побочная партия, состоящая из двух тем. Наличие богатого и разнообразного музыкального  тематического  материала открывает возможность для композитора развернуть его во всем блеске и с большим мастерством. Разработка в этой части тоже сродни разработкам симфоний – в ней происходит преобразование основных  тем экспозици: лирические образы приобретают патетическую окраску. Реприза включает в себя развернутую каденцию  фортепиано, создает новую ступень в развитии образов. Сейчас, когда Первый концерт Чайковского является одним из ключевых номеров репертуара большинства концертирующих пианистов (во многом это благодаря яркой виртуозности Концерта), трудно объяснить, как этого пианистического блеска, можно сказать, пиршества, не разглядел Н. Рубинштейн, когда знакомился с Концертом. 

 

Вторая часть - Andantino semplise. В ней композитор попытался – весьма успешно – соединить характерные черты двух частей традиционного симфонического цикла – лирической части и скерцо. Она написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, в которой средняя часть контрастирует с крайними. Впоследствии этот принцип великолепно  развил  С. Рахманинов в своем Третьем фортепианном концерте. Во всех  разделах этой части Концерта большое значение имеет вариационный тип развития тематического материала.

 

Третья часть - Allegro con fuoco. Энергичный зажигательный финал производит колоссальное впечатление на слушателей. Еще при  самых первых исполнениях финал Концерта вызвал  настоящий взрыв энтузиазма публики. В письме к Н. А. Римскому-Корсакову от 12 ноября 1875 года Чайковский, сообщая о большом успехе концерта в Америке, где его исполнял Ганс фон Бюлов, писал: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Финал концерта написан в так называемой форме рондо-сонаты, часто встречающейся в концертной литературе XIX века. У Чайковского эта форма трактована интересно и оригинально: здесь образуются как бы три аналогичных друг другу малых цикла, состоящих из чередования нескольких образов. В последний цикл включена кода торжественного характера.

© Александр МАЙКАПАР