А.В. Лентулов. Василий Блаженный

А.В. Лентулов, один из учредителей общества "Бубновый валет", как и многие русские художники учился в Париже у французских кубистов - А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Однако, Лентулов не воспринял конструктивной основы и системности в построении формы, свойственные кубизму, проявив интерес к сдвигу форм, что было характерно для футуризма. Не случайно в Париже его прозвали "футуристом a la russe".

В 1910-е годы Лентулов написал серию городских пейзажей, в которых обязательным элементом являлись памятники древнерусской архитектуры. Обращаясь к футуристическому методу, Лентулов был крайне далек от характерной для футуризма тематики - динамично развивающегося индустриального мира. На его полотнах мы не найдем никаких признаков индустриальной цивилизации. Напротив, город Лентулова стар, как мир.

"Василий Блаженный" предстает как фантастическое сооружение, лишенное веса и материальной плотности. Расчлененные на фрагменты архитектурные детали складываются в динамичную мозаику, которая ассоциируется с калейдоскопом. Кажется, что секунда - и узор изменится, собранный заново из тех же составных частей. Причем, возникает такое ощущение, что мастер объединяет в один символический образ все храмы Руси. Ритмическая структура полотна, построенная на сдвиге и перекличке отдельных форм, цветовом и линейном контрасте, совмещении разных точек зрения, вовлекает зрителя в само художественное пространство. Привычная точка зрения - из реального пространства в картинное - здесь не работает. Это одна из важнейших позиций футуризма блестяще претворена мастером на материале исторической архитектуры.

Художник не ставит перед собой задачи написать Красную площадь с видом на храм Василия Блаженного. Он пишет храм, который словно собрал в себе все основные признаки древнерусской архитектуры.

Сам художник определял свой прием как "цветодинамику". Он ощущал близость цвета и звука, интересовался проблемами цветомузыки, которыми занимался композитор А.Н. Скрябин.