К.А.Савицкий. Осень в лесу. Досада мужика. 1878

Одним из самых заметных и авторитетных мастеров Товарищества передвижных художественных выставок был Константин Аполлонович Савицкий, убеждённый реалист, мастер жанровой живописи, лучшие картины которого связаны с крестьянской темой.

В конце 1870-х годов Савицкий работал над большой многофигурной композицией "Встреча иконы". Затем последовала многотрудная работа над полотном "На войну". Между этими двумя произведениями Савицкий создал множество небольших картин, сюжеты которых были взяты из жизни русской деревни. В это время художник жил в городе Динабурге Витебской губернии, в окрестностях которого он находил богатый этюдный материал. Работая над первым вариантом картины "На войну", Савицкий торопился, надеясь успеть к выставке 1879 года, чтобы она явилась живым откликом на недавнюю войну. Он много ездил по городам, местечкам и деревням Западного края, готовя подготовительный материал для картины. Результатом этих поездок явились несколько небольших картин, посвящённых изображению быта, нравов крестьян.

К этому периоду относится прекрасный живописный этюд "Осень в лесу. Досада мужика" (1878*), поступивший в собрание музея из коллекции А.П. Боголюбова в 1885 году. В нем видны хорошие уроки натурной работы, приобретенные Савицким во время пребывания во Франции, когда по совету Боголюбова многие молодые русские художники ездили на этюды в Нормандию. Двойное название картины отражает две её составляющие: пейзажную и сюжетную. При этом доминирует пейзаж.

С большой живописной тонкостью художник передаёт пасмурный день поздней осени. На фоне почти белого неба щетинится сумрачный лес с сучковатыми деревьями. Его неприютность выражена холодной гаммой серовато-коричневых тонов. Мелкий дождь серебристой пеленой туманит всё вокруг. Справа и слева на фоне светлого холодного неба графичными силуэтами выделяются угловатые оголённые деревья с редкими рыжевато-коричневыми штрихами пожухших листьев.

На лесной непроезжей дороге стоит сломанная телега, придавленная огромным бревном, с двумя понурыми лошадками. Рядом с телегой озадаченный крестьянин почёсывает затылок, раздумывая как справиться с неожиданной напастью. Характерное движение руки мужика, склонённые морды лошадей, покосившиеся дуги схвачены очень живо. Хотя и осенний промокший лес, и эта маленькая сценка даны эскизно, в них ярко выражен принцип непосредственной жизненной правды. В данном этюде свойственная таланту Савицкого наблюдательность счастливо дополняется живописными достоинствами картины.

Справочная информация.

Предметом изображения бытового жанра является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х, в первую очередь у П.А. Федотова, жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно зарождение и расцвет бытового жанра связаны с эпохами большого общественного подъёма. Русская жанровая живопись 19 века, особенно художников Товарищества передвижных художественных выставок, широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала большие социальные, моральные и эстетические вопросы. Реализм, или, в терминологии передвижничества, "правда жизни", был его основополагающим художественным принципом. Другим важным вопросом, непосредственно связанным с идеей реализма, был вопрос о своеобразии русской жизни и русского искусства. Наличие серьёзного замысла, выбор важной для современности темы, посвящённой народной жизни, правдивость и типичность образов - эту совокупность признаков передвижники считали показателем национального и народного искусства, причём понятия эти были неразделимы. Просветительство (убеждённость в общественной полезности устройства передвижных выставок), правдивое отражение действительности, постановка коренных вопросов русской жизни и критика её негативных явлений, идейность, вера в нравственную силу народа являются характерными чертами передвижничества. Бытовой жанр являлся одним из главных жанров этого объединения.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева