А.К.Саврасов. Весна. 1883

Для русского искусства 60-е годы XIX века были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращались к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремились правдиво передать красоту родной земли. Творчество Алексея Кондратьевича Саврасова сыграло первостепенную роль в становлении и расцвете русского реалистического пейзажа. Он был основоположником лирического направления в пейзажном жанре, человеком исключительного поэтического дарования и душевной чуткости. Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Его работы привлекают легкостью, прозрачностью, в них живет активное пространство, воздух и свет.

Пейзаж "Весна" был написан в 1883 году в период рассвета его творчества.

Сколько в картине лиризма, покоя и в то же время восторженного настроения. Природа пробуждается после долгого зимнего сна. Проседает и наполняется влагой тающий снег. Журчат ручьи, стекающие в реку, которая уже освободилась ото льда. Воздух стал влажным, а небо по-весеннему высоким, голубым. Легкие, белоснежные облачка бегут по небу, им навстречу тонкими ветвями устремляются деревья. Под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки. Темная вода реки отражает стволы деревьев, голубое весеннее небо и, кажется, от этого сама начинает светлеть. Дорога почти исчезла под талым снегом. Такая знакомая русская распутица.

Готовая принять зерна, широко раскинулась под теплыми лучами солнца пашня, а шумные грачи и степенные вороны ищут первых весенних червячков. Все радуется, все спешит навстречу весне. Воздух прозрачный и ясно видна вдалеке деревня с куполом церкви и колокольней. Радостным ожиданием пронизан воздух. Весна! В картине нет ярких красок, но она вся проникнута восторженным настроением.

Работы Саврасова поражают соединением обыденности мотива и необыкновенной поэтичностью его истолкования. В его картинах нет внешней броскости, яркости. "Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу", - писал его ученик Левитан И.И.

Его пейзажи удивительно лиричны и музыкальны, кажется слышно, как журчит вода, кричат птицы, шумит ветер в ветвях, звенит капель и лопаются почки, радуясь приходу весны. В работе нет резких линий, тонов, а есть плавность, мягкость и удивительное чувство цвета.

Колорит картины, построен на мягких сочетаниях коричневых, белых и голубых тонов, что помогает художнику передать перламутровую нежность весенних красок. В своем ощущении весны художник очень близок ко многим русским поэтам Некрасову, Тютчеву, Фету.

"Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"

Ф. Тютчев. Весна.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева