Р.Ф.Вильде. Тарелка с агитационной надписью "Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книга, серп и молот". 1925

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В последующие эпохи развитие художественного фарфора характеризуется поиском новых форм и приемов обработки материала. Не остался в стороне и XX век.

Октябрьская революция 1917 года всколыхнула всю Россию. "Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию" - писал в январе 1918 года поэт Александр Блок. Революционный пафос и романтизм этого времени нашли свое яркое воплощение в агитационном фарфоре - в эмблемах, аллегорических и символических образах. В период необычайных трудностей, разрухи возникает дорогостоящее, изящное и технически сложное искусство. С.Чехонин, Р.Вильде, В.Кузнецов, А. Щекатихина-Потоцкая, Н.Суетин, Н.Данько и многие другие прекрасные художники, именно они в замерзающем Петрограде создавали фантастическую феерию агитационного фарфора. И этот хрупкий материал воплотил в себе, революционный вихрь, идеи индустриализации и коллективизации, стал воплощением духовных и творческих исканий своего времени.

Известный художник Елена Данько писала: " Кто помнит Петроград тех лет - выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах иглистые звёздочки - следы недавних пуль, тот помнит и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы "Красные и белые". На большом блюде была надпись в венке из цветов "Мы превратим весь мир в цветущий сад" Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор". Фарфоровая тарелка из собрания Радищевского музея с агитационной надписью "Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книга, серп и молот" была выпущена в 1920-е годы. Блестящий белоснежный фарфор, в центре (зеркале) тарелки книги, появляющиеся из золотисто-желтого рога изобилия. Скрещенные кобальтово-синие серп и молот символизируют союз трудового крестьянства и рабочих. Гибкую линию серпа повторяют изогнутая форма рога и тонкое перо, вставленное в чернильницу.

Ритмически чёткий и ясный набор черных букв, размещенный по борту тарелки, складывается в лозунг: "Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книга, серп и молот". Скромные по цвету, но несколько жестковато написанные цветочные ветки, характерны для этого периода. Четкая черная линия как бы держит всю композицию вместе и служит границей между бортом и зеркалом тарелки, где цвет звучит уже в полную силу. Черно-желтый цвет рога изобилия контрастирует с глубоким синим цветом кобальта и темно-красным цветом книги расположенной в центре.

Автор росписи - замечательный художник Рудольф Федорович Вильде, обладавший большим художественным вкусом. Он был великолепным знатоком и мастером шрифта, миниатюры, фарфора, виртуозно владел композицией.

С 1905 вплоть до 1917 года Вильде возглавлял живописную палату Императорского фарфорового завода. Во время гражданской войны фарфоровые заводы пришли в упадок. Только на Государственном фарфоровом заводе положение оказалось лучше, благодаря большим запасам "белья"- белых нерасписанных форм. Перед художниками встает вопрос каким должен быть новый фарфор. Тогда же заводу был дан государственный заказ на изготовление бюстов "Великим людям в области революции", а также "утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами". Столь ответственный, по тем временам, заказ стал следствием выдвинутого Лениным плана "монументальной пропаганды" и принятого на его основе декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Из живописных работ первым "произведением монументальной пропаганды" стало крупное юбилейное блюдо по рисунку Чехонина к октябрю 1918 года, с изображением герба РСФСР в цветах, исполненных золотом и яркими полихромными красками на чёрном фоне. После этого последовал ряд работ с лозунгами "Пролетарии всех стран соединяйтесь!", "Кто не работает, тот не ест", "Борьба родит героев!" и многие другие не менее интересные лозунги на " тарелках революции", как тогда называли агитационные тарелки.

Главная задача агитплаката - это доходчивость мысли, политическая действенность. Фарфор же рассчитан на самый близкий, непосредственный контакт с человеком, на долгое существование. Поэтому в фарфоре агитационное содержание немыслимо без красоты. Тут даже самая малая неаккуратность недопустима. Для многих опытных художников большую сложность представляла сама форма фарфоровых изделий - тарелки, чашки, блюда. Рисунок, удачный сам по себе, оставался плоской картинкой и никак не желал "обнимать форму округлого предмета". Нужно обладать действительно большим мастерством и чувством материала, чтобы вписать предметное изображение в жестко заданную форму. Вильде с помощью кисти, красок или графических средств пытался воплотить свои чувства, мысли в предмете, который затем передает их зрителю. Сохранилось немало расписанных им тарелок. Пожелтели, поблекли политические плакаты и лозунги, а хрупкий фарфор не потерял яркости и сочности своих красок.

Агитационный фарфор выпускался небольшими тиражами чуть более 300 экземпляров. И предназначался, главным образом, для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках, где успешно исполнял, по словам А. Луначарского, роль полпреда молодого государства Советов за рубежом. В 1920 году коллекция советского художественного фарфора была впервые отправлена на международную выставку в Ригу, а затем побывала на выставках в Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле и Париже. Как писал один французский журналист: "Революция нашла своё первое и лучшее отражение в фарфоре".

Справочная информация.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Серп и молот - главная советская государственная эмблема, или так называемый Малый герб СССР, применявшийся до середины 30-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. Использовался на государственной печати и в государственном гербе для внутрисоюзного пользования, а также в качестве грифа на деловых бумагах государственного значения или принадлежности. Серп и молот изображаются с 1923 года непременно скрещенными (в 1918 - 1923 гг. встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота). Серп изображался всегда наложенным на молот (за исключением тех случаев, когда традиционно используется стилизованная эмблема, представляющая собой контур серпа и молота). Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как ее видит зритель: вначале называется серп, а затем молот.Эмблема "серп и молот" была установлена правительственным решением в конце марта - начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 г. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 г.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева