Комментарий

заведующей кабинетом

изобразительного искусства

Брянского ИПКРО В.Д.Зайцевой

 к занятию педагога

дополнительного образования

И.В.Пантюшевой

 

 

Тема занятия «Цвет и колорит. Цвета теплые и холодные»

Тип занятия: комбинированный. Постановка художественно-творческих задач занятия (воспитательных, образовательных, развивающих), понятий и навыков. Актуализация знаний. Изложение нового материала. Проверка знаний и умений через индивидуальную форму работы с учащимися. Подведение итогов занятия. Обобщение и систематизация изученного материала.

Цель занятия: познакомить учащихся с эмоциональной характеристикой цвета и способами художественного выражения своего впечатления и ощущения.

Место урока в программе: 4 четверть 1 класса. Учитель работает по программе Б.М.Неменского. С этой четверти начинается знакомство со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. При изложении учебного материала использует активные методы, побуждающие учащихся к активной познавательной деятельности: диалогу, постановке проблемных вопросов, интенсивному опросу, эмоциональности подачи, сравнению и аналогии, познавательным играм, использованию музыки, элементов театрализации и другим эстетическим средствам художественного воздействия.

 

Ход занятия:

1. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.

 Актуализация жизненного опыта учащихся организуется, как их самостоятельная работа с дидактическими материалом — цветными карточками, которые окрашены в теплые и холодные цвета.

 Во вступительной беседе учитель  предлагает детям  вспомнить русские народные сказки, где встречаются камень, дорога, которую надо выбрать для путешествия.

2. Введение в тему занятия. «Вхождение в ощущение».

Учитель предлагает выбрать разноцветные кусочки бумаги, окрашенные в цвет, который наиболее соответствует настроению ребенка в данный момент.

Здесь учитель применяет дидактическую игру «Цветные приветики». Дети рассматривают выбранные цветные кусочки бумаги, рассказывают о своих ощущениях. Идет активное обсуждение происходящего в данной ситуации.

Таким образом, учитель настраивает детей на путешествие через игру «Карта путешествий». На полу расположена  импровизированная карта двух дорог: одна указывает на север — в холодную, ледяную страну, другая — в жаркую жгучую пустыню.

Дети раскладывают свои «приветики» на импровизированные дорожки. Оставшиеся в коробочке кусочки размещают на соответствующие дорожки вместе со всеми.

На данном этапе определяется уровень ощущения цвета детьми. Учитель использует дидактическую игру, направленную на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти. В данный момент дидактическая игра у младших школьников обеспечивает переход к осознанной, самостоятельной и целенаправленной учебной деятельности.

3. Восприятие произведений изобразительного искусства.

Учитель предлагает детям отправиться в путешествие в далекие сказочные страны, вокруг земного шара, начиная с севера, а затем отправиться на юг.
Дети двигаются вдоль «дорожек» вначале к стенду, оформленному в холодной гамме, затем к стенду, оформленному в теплой гамме. Учитель задает вопросы, активизируя познавательную деятельность учащихся. Дети рассматривают репродукции с картин художников, увлеченно рассказывают о своих впечатлениях, определяют цвет, преобладающий в картинах. Восприятие картин художников происходит на эмоционально-чувственной основе.

Усиливая эмоциональное воздействие, учитель применяет метод использования элементов театрализации — знакомство с «хранителем холодной страны» и «хранителем жаркой страны».

4. Творческая практическая деятельность. «Зарисовки путешествия». Отработка навыков работы художественными материалами.

Задание для учащихся: создать живописную композицию по впечатлению в теплом или холодном колорите. Цветовые импровизации.

Учитель предлагает детям создать живописную композицию по впечатлению от картины с сохранением ее колорита. Задание предлагается выполнить на выбор: в холодном или в теплом колорите, а также совмещенный вариант.
Закрепление навыков работы художественными материалами.

Дети работают в технике гуаши. Учитель предлагает разделить краски на теплые и холодные. Используя наглядные пособия по цветоведению, объясняет расположение теплых и холодных цветов в спектре, предлагает варианты смешения красок (например, зеленой).

По таблице педагог объясняет форму и направление мазка в соответствии с теми ощущениями, которые дети испытали от путешествия, показывает приемы работы художественными материалами на планшете: композиционное размещение пространства простым карандашом и получение оттенков цвета при смешивании красок на листе.

5. Самостоятельная творческая деятельность.

Во время рисования звучит тихая мелодичная музыка, способствующая творческой атмосфере. Дети работают на произвольных форматах большими кистями, создавая творческие композиции. В ходе самостоятельной работы учитель рассказывает,  как работают художники с цветом, как они создают разнообразные оттенки теплого или холодного цветов,  передавая разные состояния, настроения в природе. Учитель постоянно активизирует детей на поиски цветовых отношений.

6. Подведение итогов урока.

Учитель вместе с детьми устраивает выставку рисунков.

Оценка результатов работы учащихся.

 Момент любования. Учитель сформулировал общие критерии детских работ в соответствии с задачами урока, дал оценку отдельным работам. Дети рассказывают о своих рисунках, своих впечатлениях. Учитель дает эмоционально-эстетическую оценку занятию (благодарит за отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение, творчество).