С.Ю.ЖУКОВСКИЙ. В старом доме. 1912-1913

Жанр интерьера в русском искусстве становится самостоятельным в первой половине 19 века, интерес к этому жанру начинается с интерьеров К. Зеленцова, Ф. Толстого, П. Соколова, изображающих комнаты в дворянских особняках. Для произведений этого времени свойственен конкретизированный характер изображений, перспективное построение, нейтральное освещение. А.Г. Венецианов и художники его школы оживляли интерьеры фигурами, зачастую вводили в них бытовые сцены. Подобные картины дали название новому жанру в русском искусстве - "В комнатах". Он был широко распространен в русской живописи середины 19 века. Наличие жанровых сцен в пейзажах и интерьерах этих живописцев определяло их современное звучание.

На рубеже 19-20 столетий на смену повествовательности в произведениях предшествующего периода приходит поэтическая трактовка интерьерного жанра. Широко используются подтекст, богатство метафор, которые вызывают у зрителей разнообразные ассоциации. Искусство интерьера, по самой своей природе родственное пейзажу и натюрморту, активно осваивало новейшие достижения этих бурно развивающихся жанров. Импрессионистические тенденции и многогранные декоративные искания становятся основными путями развития интерьера конца 19 -начала 20 веков. Целая группа замечательных мастеров интерьера сложилась в "Союзе русских художников" - творческом объединении, созданном в 1903 году. Основное ядро "Союза" составляли московские пейзажисты. В поисках непосредственного выражения своих ощущений красоты и поэзии натуры они сблизили станковую картину с этюдом, что проявилось и в интерьере также.

Одним из самых крупных мастеров интерьерной живописи, работавших на рубеже 19 - 20 веков, стал Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944). Начинал молодой художник как пейзажист. Он по несколько месяцев жил в подмосковных усадьбах, где писал свои проникновенные работы. Это были времена расцвета пейзажной живописи московской школы, многие художники которой вскоре объединились в "Союз русских художников". Эти живописцы продолжали развивать достижения пленэрной живописи 19 века, и под влиянием импрессионистов в картины русских пейзажистов все больше вторгается солнечный свет. Жуковский в эти годы также увлекается световыми эффектами, многообразием игры красок в природе, внимательно прослеживая цветовые изменения, рождаемые в пейзаже солнечным освещением. В его произведениях более ярко выраженной становится световоздушная среда, которая, как бы окутывая предметы, смягчает границы их объемов. Живопись приобретает такие черты, как пленэрность, яркость, красочность, сочность. Его картины, освободившись от ненужных, случайных подробностей, производят впечатление, будто они исполнены на одном дыхании - столько в них свежести, непосредственности и трепетности чувства. Работы Жуковского приобретают все большую известность, его имя постоянно фигурирует в числе первых русских пейзажистов. Успехи Жуковского становятся столь очевидными, что в 1907 году удостаивается звания академика.

Обращение к теме усадьбы как особого мира русской культуры и быта становится в конце 19 века частым явлением в литературе и в живописи и приобретает явно ностальгический оттенок. Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора.

Картина "В старом доме" создавалась в 1912 году в усадебном доме Милюковых в Островках. Художника привлекают комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные старинными портретами начала 19 века. Интерьер у Жуковского предстает как уютный уголок прошлого, где вещи хранят память о былом расцвете усадебной жизни, в который врывается солнечный свет, яркая зелень сада, весенний букет фиалок. Жуковский постигал усадебную природу и архитектуру не только непосредственно, но и через приобщение к живописному наследию русских художников первой половины 19 века. Возможно, не случайно места его творчества в Тверской губернии часто совпадали с местами пребывания А.Г. Венецианова и его учеников. В частности, Жуковский изображал родовое имение Милюковых, виды которого в 1840-х годах запечатлел Г. Сорока. Внук Милюкова писал: "Его родная деревня находится в двух верстах от имения моего деда, усадьбы Островки, изображенной как Сорокой, так и современными художниками, посещающими эту красивую усадьбу, расположенную на полуострове, вдающемся в озеро Молдино, на котором, напротив усадьбы, находятся два поросших лесом острова; от них усадьба получила свое название. Усадьба изображалась Жуковским, не только ее внешний вид, но и многие интерьеры этого старинного дома".

Интерес к усадебной теме не был предметом только личных устремлений Жуковского. Общий ретроспективный характер искусства начала ХХ века, стремление многих русских художников найти положительные идеалы вне окружающей действительности - все это, несомненно, сказывалось в повышенном интересе многих живописцев (Средин, Виноградов, Якунчикова), поэтов (Соллогуб, Бальмонт, Гумилев), прозаиков (Бунин, Зайцев, Набоков) к уходящей жизни старинных дворянских гнезд и их владельцев. Прошлое представлялось этим художникам и литераторам идеальным и было окружено для них романтическим ореолом. Столь же романтическую любовь мы находим и у Жуковского. Художник вдохновенно пишет дворянские усадьбы в самое различное время года, открывая в них ту удивительную красоту, которую сохраняли в начале столетия парки с густыми, тенистыми аллеями вековых деревьев, старинные особняки с украшенными колоннами фасадами, комнаты с мебелью красного дерева и портретами владельцев в золоченых рамах. Жуковский буквально влюбляется в красоту и без конца варьирует одну тему, нередко даже повторяя один и тот же мотив. Так возникают произведения "Усадьба осенью" 1909, "Под вечер" 1910, "Радостный май" 1912, "Усадьба. Двор", "Интерьер", "Старая усадьба" и другие, в которых автор достигает удивительной непосредственности в выражении своих чувств, рожденных непреходящим очарованием природы. Делает он это с таким великолепным мастерством и с такой художественной силой, что вызывает подражания современных ему живописцев.

Серия интерьеров Жуковского создается параллельно с серией усадебных пейзажей. И те и другие обращены к одной и той же исторической эпохе. Художника интересует не только внешний облик усадьбы, дома, окруженного парком, - он стремится уловить и передать неразрывную связь между интерьером и природной средой. В историю русской живописи начала ХХ века С. Жуковский вошел не только как пейзажист-лирик, но и как автор интерьеров, в которых с наибольшей силой проявилось его умение найти в натуре состояния, близкие переживаниям человека, проявился великолепный живописный дар художника. И в этом интимном жанре, далеком от волнений жизни, мастер, как и многие его коллеги, сумел тонко передать чувства современников - сожаления об ушедшем и мечты о будущем, стремление к прекрасному.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева