Урок 10. Соедини

План урока

Работа с бумажным учебником (20–25 мин)

1. Знакомство с листом определений «Соедини».
2. Решение задач 42–47.

Решение необязательных задач бумажного учебника

3. Решение задач 48–49.

Работа с компьютерным уроком (10–15 мин)

4. Решение задач 25–30.

Знакомство с листом определений «Соедини»

Операция соедини позволяет нам выделять в совокупности предметов, изображенных на рисунке, пару предметов. Выделенная пара может обладать некоторым общим свойством, например состоять из одинаковых объектов. Вы можете столкнуться с тем, что дети путают действия обведи и соедини. Действительно, в первых, наиболее простых задачах они в некотором смысле взаимозаменяемы. На самом деле в большинстве случаев эти два действия предназначены для разного круга задач. Действие обведи предназначено только для выделения предметов из совокупности. При этом число выделяемых предметов может быть любым – один, два, три или десять. Действие соедини всегда выделяет из совокупности два предмета, одновременно организуя их в единое целое – пару. Поэтому действие соедини удобно использовать для установления соответствия между двумя наборами предметов. Например, в задании «Обведи все морковки красным» нельзя заменить обведи на соедини, а в задании «Соедини каждую морковку с луковицей того же цвета» нельзя сделать обратную замену.

Как и с операцией обведи, при соединении пары фигурок должны выполняться правила игры, зафиксированные на листе определений – должна быть одна (более-менее) непрерывная соединяющая линия, каждый ее конец должны плотно примыкать к какому-то краю фигурки (так, чтобы было понятно, какие именно фигурки соединяются), по возможности линия не должна пересекать другие фигурки.

Решение обязательных задач бумажного учебника

Задача 42. В курсе 1 класса мы стараемся сделать условия всех задач (и тексты листов определений) максимально короткими, чтобы постепенно как можно большее число детей могло прочитать их самостоятельно. Однако умение читать (озвучивать) отличается от умения понимать прочитанное. Мы стараемся в нашем курсе научить детей внимательно относиться к тексту задания, к каждому слову в задании. Ведь получить правильный ответ можно только если правильно и полностью понять текст задания. В частности, на это направлена и данная задача. Действительно, в короткой фразе задания содержатся сразу несколько условий, которые ребенок должен соблюсти: а) одна из соединяемых фигурок должна быть морковкой; б) другая – луковицей; в) соединяемая луковица должна быть желтая; г) соединять надо зеленой линией. Все эти условия при решении ребенку надо одновременно удержать в голове и при этом провести линию в соответствии с правилами игры.

Задача 43. Ребята решали уже довольно много задач на поиск двух одинаковых фигурок. Разница только в том, что здесь их надо не обвести (или раскрасить), а соединить. Здесь, как и практически во всех обязательных задачах, ваше участие в решении должно быть минимальным. В этой задаче ребенку предлагаются для работы древнееврейские буквы. Некоторые древнееврейские буквы используются и в математике (обычно буква «алеф»).

Задача 44. В этой задаче в качестве фигурок использованы знаки дорожного движения. Знаки составляют важную часть информационной среды современного человека, как взрослого, так и ребенка. В некоторых случаях игнорирование знаков может нанести существенный вред жизни и здоровью людей, привести к порче предметов обихода и техники. Поэтому мы ставим одной из задач нашего курса развите привычки обращать внимание на знаки в окружающем мире, выяснять их значение и использовать полученную информацию для корректировки собственных действий. Поэтому хорошо бы кроме решения задачи организовать небольшую занимательную беседу о дорожных знаках или как минимум ответить на возникшие вопросы детей. Вариантов здесь много – можно рассказать об этих знаках, можно пребложить детям просто пофантазировать на тему, что могут означать эти дорожные знаки, а можно попросить детей дома узнать это у родителей. Информация, которая вам понадобится для организации такого разговора, есть в справочном разделе сайта.

Предупреждающие дорожные знаки информируют водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Задача 45. Похожие задачи ребята уже решали (как в бумажном, так и в компьютерном варианте). В данной задаче фигурки расположены друг под другом, что упрощает раскрашивание нижней фигурки.

Задача 46. Несложная задача, но в отличие от предыдущих похожих задач на поиск одинаковых фигурок, она содержит одну новую деталь. Здесь, как видите, пар одинаковых фигурок не одна, а несколько. В слове РАСПИСАНИЕ содержится две одинаковые буквы А, две одинаковые буквы С, две одинаковые буквы И. Если кто-то из ребят спросит об этом, следует попросить его найти (и соединить) одну любую пару одинаковых букв. Конечно, в математике считается, что решить задачу – это найти все решения (или доказать, что их нет), но тогда бы и условие задачи звучало по-другому: «Соедини все одинаковые буквы в пары». Позже (в основном в курсах 3–4 классов) мы постепенно научим детей видеть (все) разные решения одной задачи.

Задача 47. Единственная обязательная задача этого урока, в которой некоторым детям может понадобиться ваша помощь. Действительно, фигурок в наборе много, они похожи между собой, поэтому кто-то из детей может просто растеряться. Если вы хотите помочь запутавшемуся ребенку, лучше всего предложить ему какую-либо систему поиска. Например, у домика-образца темная крыша со светлым окошечком. Попросите учащегося найти все домики с такой крышей, а остальные, например, вычеркнуть простым карандашом. Теперь задача сильно упростилась и ребенок наверняка сможет ее решить самостоятельно.

Решение необязательных задач бумажного учебника

Задача 48. Эта задача несколько проще похожей компьютерной задачи – здесь квадратики раскрашиваются лишь в одной фигурке. Можно использовать эту задачу и для домашней работы.

Задача 49. Довольно сложная задача на повторение листов определений «Правило раскрашивание» и «Цвета». Областей в картинке много, следование правилу раскрашивания требует от детей достаточной аккуратности. Любое решение, соответствующее договоренностям листов определений, следует считать правильным. Но, скорее всего, вы встретите у ребят решения двух видов, назовем их «формальное» и «художественное». Формальное решение выполняется только в соответствии с правилом раскрашивания и допустимыми цветами. Так ребенок может раскрасить хаотично области картинки в красный и желтый цвет. Такое решение не потребует слишком много времени, тем более после решения задачи в компьютерном виде. Художественное решение состоит в том, чтобы следовать не только нашим правилам, но и содержанию рисунка. Повторим, по нашим правилам это не требуется, но опять-таки в силу формулировки задания (раскрась какими хочешь цветами) мы не можем этого запрещать детям. Так многие дети захотят выделить на картинке слона и раскрасить все относящиеся к нему области одним цветом. Это потребует при решении дополнительного времени, поскольку в силу мозаичности картинки сделать это будет не так-то легко. Эту задачу можно использовать в качестве домашнего задания по желанию.

Решение задач компьютерного урока

В этом компьютерном уроке дети не знакомятся ни с каким новым инструментом, но учатся выполнять новое действие – соединять фигурки. При этом они, как и на предыдущем уроке, используют «карандаш». Разница между исполнением действий обведи и соедини лишь в том, что в первом случае линия должна быть замкнутой, а во втором – нет. Поэтому действие соедини инструментально несколько проще. Если ваши дети на прошлом уроке достаточно освоились с инструментом «карандаш», то никаких особых проблем сейчас у них не возникнет. Если – нет, то дополнительная работа с «карандашом» на этом уроке будет для них очень кстати. В такой ситуации есть смысл немного увеличить время компьютерной части урока. В этом случае можно не решать задачи бумажного учебника, помеченные компьютером, а после решения бумажных задач 42, 43 и 45 сразу перейти к работе с компьютерным учебником.

Задача 25. Задача на выполнение нового действия – соединения. Мы специально взяли здесь немного фигурок и поместили их на достаточно большом расстоянии, чтобы детям было легко провести соединительную линию, не задевая другие фигурки. Конечно, так будет не всегда, постепенно для решения задач от детей будет требоваться все большее мастерство использования инструментов.

Задача 26. Здесь дети продолжают осваивать новое действие, исполнение которого в этой задаче потребует немного большей аккуратности. В качестве фигурок в данной задаче используются геометрические фигуры. Кроме поддержки курса математики (и, конечно, развития общей осведомленности детей), эта задача рассчитана на пропедевтический эффект. На следующем уроке ребятам предстоит знакомство с новым, важным понятием – бусина, для которой форма является важным характеристическим свойством. Поэтому мы предлагаем вспомнить понятие формы фигур на материале данной задачи.

Задача 27. Эта задача поддерживает бумажную задачу 46, но, как видите, напоминает ее лишь отдаленно. Не стоит пропускать ее, если дети решали задачу 46, тем более, что она содержит и задания на повторение действий раскрась и обведи. Использование всех трех изученных действий в рамках одной задачи позволяет проверить, насколько дети научились различать их.

Задача 28. Задача аналогична задаче 44 бумажного учебника. Однако, эта задача содержит интересную деталь – фигурки, которые отличаются друг от друга только расположением на листе, то есть получены одна из другой поворотом или симметрией. Это очень удачный момент объяснить детям, что фигурки разные и смысл изображенных на них знаков тоже разный – они дают водителю разную информацию о дороге.

Если вы хотите в рамках этой задачи продолжить разговор о знаках дорожного движения, необходимую справочную информацию вы найдете в справочном разделе сайта. Предписывающие дорожные знаки устанавливают, в каком направлении и какому виду транспорта разрешено движение. Число на таком знаке указывает максимальную разрешенную скорость движения. Стрелки – направление движения автотранспорта. Изображения показывают, для передвижения каких объектов предназначена данная полоса (или дорожка).

Задача 29. Аналогичные задачи дети уже решали. В данном случае задача имеет единственное решение.

Задача 30. Задача в точности такая, как задача 49 бумажного учебника и дана в качестве помощи ребятам при решении задачи 49 (довольно сложной).