К.А.Савицкий. Тёмные люди. 1874

Одним из самых заметных и авторитетных художников-передвижников был Константин Аполлонович Савицкий, убеждённый реалист, мастер жанровой живописи, основными направлениями творчества которого были крестьянская тема и тема людей гонимых, волею судеб оказавшихся вне общества. К последней относится работа "Тёмные люди", задуманная художником в середине 1870-х и осуществлённая только в 1881 году. Такой большой временный разрыв между замыслом и его реализацией характерен для Савицкого. Многие темы, живо затронувшие художника, в силу тех или иных обстоятельств отставлялись им в сторону или забрасывались совсем. Часто неудовлетворённость результатом заставляла требовательного к себе Савицкого переделывать уже законченную работу. Не редко не останавливало даже то, что картина была уже продана.

Непростая судьба ждала картину "Тёмные люди". Эскиз, принадлежащий Радищевскому музею, предположительно был написан до марта 1874 года. После успеха полотна "Ремонтные работы на железной дороге" (Государственная Третьяковская галерея) на III передвижной выставке, 2 марта 1874 года Савицкий уехал в путешествие по Европе. Эскиз, скорее всего, был выполнен ещё в России, так как обычно толчком для художественного замысла Савицкого были события, увиденные собственными глазами.

Художник изобразил лодку, в которой притаились трое лихих людей. Лодка-душегубка тихо застыла в зарослях камышей. В эскизе всё внимание сосредоточено на показанных крупным планом разбойниках. Автор создаёт подчеркнуто жесткие образы. Внутреннее напряжение чувствуется не только в их позах, но и во взглядах - свирепо выкаченные глаза не оставляют надежды на милость. Самый молодой из разбойников потянулся за оружием. Особенно устрашающ образ казака, сидящего на вёслах. Весь его вид показывает готовность к расправе: неистовый взгляд из-под кустистых бровей, всклокоченная бородёнка, зверский оскал редких зубов. Ветхая, превратившаяся в лохмотья, в прошлом красивая узорчатая восточная одежда говорит о лучших временах в его разбойничьей жизни. Колоритен образ рыжего бородача, вальяжно расположившегося на носу лодки. При всей расслабленности позы в глазах полная сосредоточенность и готовность к действию.

Савицкий при написании картины не следил за чёткой принадлежностью своих героев к той или иной этнической группе. Для него важна социальная принадлежность персонажей картины, сам образ разбойничьей казачьей вольницы, поэтому использованы костюмы "оборванцев донских казаков, а может быть, и приволжского края". Тем ни менее, он не обходит вниманием таких примет вольной казачьей жизни как серьга в ухе или заткнутый за пояс кинжал с богато украшенной рукоятью.

Характеристика персонажей подержана пейзажем: в жёстких линиях листьев осоки та же агрессивность, что и в людях. Листья написаны светло-зелёными мазками, свободно, длинными движениями кисти. На поверхности тёмной зелёной воды отражаются лодка и размытыми красно-коричневыми пятнами одежда разбойника.

Судя по письму С.П. Третьякова своему брату, эскиз "Тёмные люди" был у Савицкого в Париже и для того, чтобы закончить задуманное "он поехал в Россию, на Волгу, собрать типы для задуманной им картины "Беглые" (три фигуры в лодке в тростниках на Волге)". Художник уехал в Пензенскую губернию по приглашению художника-любителя Д.А. Татищева в его имение Протасово, где собирался закончить ранее начатые картины к предстоящей передвижной выставке, в том числе и картину "Тёмные люди". Но новые впечатления настолько захватили художника, что завершение работы было отложено до 1881 года.

Картина была выставлена на IХ передвижной выставке, а потом, существенно изменённая, экспонировалась в 1882 году на следующей Х выставке Товарищества (сейчас находится в Русском музее). По сравнении с эскизом в законченном варианте "зловещая экспрессия" образов несколько смягчена. Художник убрал устрашающие признаки внешнего вида казаков, и главным стал показ напряжённого ожидания.

В 1891 году Савицкий переехал в Москву, где сблизился с известным коллекционером И.Е. Цветковым. По его заказу художник сделал повторения с нескольких своих картин в уменьшенном варианте. Повторение "Тёмных людей" Савицкий делать не стал, а прописал эскиз и подарил его коллекционеру.

Справочная информация.

Предметом изображения бытового жанра является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х, в первую очередь у П.А. Федотова, жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно зарождение и расцвет бытового жанра связаны с эпохами большого общественного подъёма. Русская жанровая живопись 19 века, особенно художников Товарищества передвижных художественных выставок, широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала большие социальные, моральные и эстетические вопросы. Реализм, или, в терминологии передвижничества, "правда жизни", был его основополагающим художественным принципом. Другим важным вопросом, непосредственно связанным с идеей реализма, был вопрос о своеобразии русской жизни и русского искусства. Наличие серьёзного замысла, выбор важной для современности темы, посвящённой народной жизни, правдивость и типичность образов - эту совокупность признаков передвижники считали показателем национального и народного искусства, причём понятия эти были неразделимы. Просветительство (убеждённость в общественной полезности устройства передвижных выставок), правдивое отражение действительности, постановка коренных вопросов русской жизни и критика её негативных явлений, идейность, вера в нравственную силу народа являются характерными чертами передвижничества. Бытовой жанр являлся одним из главных жанров этого объединения.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева