Ф.С. Богородский. Красноармеец. 1931

Жизнь и творчество Фёдора Семёновича Богородского представляют одно из ярких явлений русской художественной культуры советского периода. В историю отечественного искусства Богородский вошел, прежде всего, как создатель героических образов моряков эпохи гражданской войны. У художника не было разрыва между убеждениями и способами реализации их на практике, его жизненно-творческая биография была необычайно насыщенна событиями, встречами, знакомством с личностями, определившими лицо эпохи: А.М. Горьким, В.В. Маяковским, В. Хлебниковым, С. Цвейгом и другими. Сам себя Богородский называл "художником-общественником". По словам И.Э. Грабаря: "Его повышенный жизненный тонус отражается на всем, к чему он прилагает руку". Художник всегда стремился к эмоциональной напряженности живописи, выразительности и эффектности. В ранних работах Богородский пробует себя в различных формалистических экспериментах, от кубизма и лучизма до футуризма и супрематизма. Впоследствии склонность к внешней экспрессии совмещалась у него повествовательностью и социальной тенденциозностью официального стиля советской эпохи - социалистического реализма. Деятельная натура Богородского не ограничивалась только сферой изобразительного искусства. Он учился в Московском университете на юридическом факультете. Во время первой мировой войны служил морским лётчиком на Балтике и за отвагу получил полный бант Георгия. Всей душой приняв революцию, он и с оружием в руках, - доброволец, политкомиссар Военной Донской флотилии, и как художник, журналист и общественный деятель активно включается в строительство новой жизни. Был эстрадным танцовщиком и эквилибристом в цирке (в номере "Человек без нервов"), пробовал себя в поэзии, снимался как акробат в трюковых фильмах, был инициатором организации художественного факультета во ВГИКе.

Жизнь стремительная, подгоняемая быстро развивающимися событиями, новыми возможностями и азартом покорения всё новых высот аккумулируется в хлёстком слове "Даёшь!". "Даёшь!"- так назван сборник стихов Богородского. "Даёшь риск!" - статья в журнале о цирковом искусстве как призыв к смелости, демонстрации силы и отваги. Вступив в АХРР, самую широкую и влиятельную группировку 1920-х годов, Богородский энергично включился в работу объединения. Стараясь как можно шире отобразить новую жизнь, Ассоциация организовывала своим членам творческие командировки в разные концы большой страны. Богородский в 1925 году ездил по Поволжью, Марийской и Чувашской республикам, в 1931-1932 годах - по Черноморскому побережью. Результатом последней поездки стали произведения "матросской серии", основанные на реальных наблюдениях, которым вместе с тем свойственны черты идеализации.

"Красноармеец", написанный в 1931 году в Батуми и принадлежащий Радищевскому музею, выделяется из матросской серии только принадлежностью персонажа к сухопутным войскам. Соединяющий индивидуальные черты с типическими качествами рядовых борцов за светлое будущее, портрет является типичным образцом стиля типажного портрета, имеющего давнюю историю и богатые традиции. Первые советские годы дали необыкновенно обширный материал для этого портретного жанра. С невиданной быстротой и размахом менялся не только внутренний и внешний облик человека, но и возникали новые формы его общественного бытия: "Работница", "Ударник", "Рабкор", "Делегат", "Комсомолка" и так далее. Образ красноармейца, созданный Богородским, несёт в себе наиболее характерные черты этого типажа, такие как "задор, спокойствие, ум, сознательность и симпатия" (Матэ Залка).

В картине преобладают тёплые землистые цвета. На нейтральном коричневато-жёлтом фоне портрета изображён сидящий молодой человек, на вид ему около 20 лет. Хотя он явно позирует, но положение его свободно и естественно. Падающий со спины свет ложится светлыми бликами, мягко оконтуривая не богатырского сложения, но крепкую фигуру красноармейца. Он одет в хлопчатобумажную летнюю форменную рубаху защитной расцветки. Гимнастёрка написана широкой кистью, по глуховатому желтовато-зелёному фону которой нанесены красновато- и серовато-коричневыми мазками складки одежды. Свободной мягкой линией тёмного цвета художник обозначает клапаны карманов, планку ворота, пуговицы на ней, окантовку красных петлиц на воротнике.

Загорелое мужественное лицо, рубленные черты которого выдают уже "не мальчика, но мужа", написано разными оттенками коричневого, красного и розового цветов с вкраплениями охры. Светло-жёлтыми бликами свет ложится на лоб, выделяя скулы, немного широкий нос, выразительную линию рта. Голубые глаза очерчены мазками тёмно-серого цвета и подчёркнуты тёмными дугами бровей. Спокойный, несколько застывший, как-будто ожидающий конца сеанса взгляд направлен вдаль.

В образе нет ничего нарочито геройского, наоборот, он подчёркнуто обыкновенен. Нет никакой сложности внутреннего состояния. Глядя на рядового, во всех смыслах, красноармейца, не овеянного романтикой моря или героикой классовых сражений гражданской войны, можно представить десятки и сотни таких же бойцов, смелых и преданных революции. Он очень молод и в его жизни всё ясно: за ним стоят отцы - герои революции и гражданской войны, справившиеся с "гидрой мирового империализма". Впереди - ясные и простые цели: построение общества всеобщего равенства и счастья. Несмотря на то, что это однозначно образ положительный, в нём нет плакатной прямолинейности, схематизма, перед нами, прежде всего, живой человек.

Справочная информация.

Красноармеец - воинское звание рядового состава в Красной Армии с января 1918 года; как персональное воинское звание введено в 1935 году; в 1946 заменено званием рядовой.

Портрет-тип - изображение человека, в котором подчёркиваются социально-типические черты модели, воссоздаётся через облик отдельного человека обобщающий тип отдельной эпохи, социальной среды, национальности, профессии и т.д.

АХРР - Ассоциация художников революционной России (1922-1932; с 1928 - Ассоциация художников России). Самое многочисленное художественное объединение 1920-х годов. В АХРР входили бывшие члены ТПХВ и Союза русских художников. Имела 40 филиалов в городах СССР и объединяла около 300 художников, организовала 72 выставки в стране и за рубежом.

Толчком для создания Ассоциации явилась необходимость сохранения старых, прежде всего передвижнических живописных традиций, в условиях доминирования авангардного направления в искусстве начала 1920-х годов. В декларации АХХР говорилось: "Наш гражданский долг перед человечеством - художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата". Творческим методом АХРР был тот вид реализма, который, в дальнейшем получив наименование "социалистического", стал официальным методом советского искусства. Главным организующим форму элементом являлся "сюжет, тематический подход в разрезе изучения и претворения действительности". Сюжетно-тематический подход господствовал и в принципе экспонирования ахрровских произведений. Ассоциация проводила приуроченные к знаменательным датам тематические выставки ("Жизнь и быт Красной Армии", "Жизнь и быт рабочих" и другие). Произведения АХРР основывались на документальных зарисовках, выполненных на заводах и фабриках, в колхозах, в частях Красной Армии. Художники путешествовали, ездили в творческие командировки по Азии, дальнему Востоку, Донбассу и т.д. Излюбленные жанры АХРР: бытовой, батальный, портрет, в том числе хорошо разработанный передвижниками портрет-тип.

Социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в советском искусстве в середине 1930-х - начале 1980-х гг. Исторической предназначение искусства виделось в утверждении социалистических идеалов, образов новых людей и новых общественных отношений в общедоступной реалистической форме. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX века. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой. Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева