Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци. Внутренний вид гостиной. 1847

Расцвет интерьерного жанра в русском искусстве приходится на первую половину 19 века, когда у людей пушкинской эпохи проявился вкус к изображениям частных, интимных пространств. Все чаще полотна и акварели получали название "В комнатах" - это выражение можно считать словесной формулой, обозначающей и жанр, и стиль, и настроение. Дворянский быт преподносился в них, как правило, элегически: как и в музыке, как и в изящной словесности, заказчики ценили тогда в "портретах" своих квартир и усадеб гармонию, камерность, легкую грусть. Иногда это бывали интерьеры в чистом виде, где личности хозяев характеризовались только через их предметное окружение. Иногда в анфиладной перспективе или в креслах на втором плане возникали человеческие фигуры - почти стаффажные, но наделенные созерцательностью и мечтательностью.

В XIX писать "внутренности комнат" стало очень модным занятием. Этим занимались как профессиональные художники, так и любители, рисуя для удовольствия родных и знакомых в домашние альбомы. Не обошло увлечение интерьером и академических художников, чьи интерьеры отличались благородством композиций и колорита, а также тщательной проработкой фактуры. Интерьер относится к одному из видов перспективной живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы. В Академии Художеств класс перспективной живописи был открыт еще во второй половине 18 века. В 1854 году за один из своих интерьерных видов звание "академика по перспективной живописи" был удостоен итальянский художник Луиджи Премацци.

Людвиг Осипович (как его стали называть в России) Премацци (1814-1891), выпускник Миланской Академии, приехал в Петербург в 40-х годах 19 века. Рисуя однажды с натуры вид Монплезира в Петергофе, он обратил на себя внимание императора Николая I. Государь заказал художнику несколько акварельных рисунков павильонов "Озерки", в Александрии, а затем пятнадцать видов Кронштадтских военных сооружений. Премацци особенно прославился перспективными видами царских дворцов и с тех пор постоянно получал заказы от всех членов императорской фамилии и от представителей высшей аристократии. В течение многих лет он пользовался репутацией лучшего в России мастера акварели. Для писания этюдов с натуры Премацци неоднократно предпринимал летние экскурсии в Крым, провел три года на Кавказе, ездил в Швейцарию и Италию. Лучшими из его произведений могут считаться интерьеры, замечательные по строго правильной передаче как линейной, так и воздушной перспективы, по силе красок и по мастерским приемам тщательного письма. Премацци заслужил известность и как прекрасный учитель, способствовавший образованию многих русских акварелистов. Несколько лет он преподавал акварельную живопись в Академии Художеств, а потом занимался ею с учениками Центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Акварель "Внутренний вид гостиной" была написана Премацци в 1847 году, она показывает уютную комнату в дворянском особняке. Художник предельно точен в изображении деталей обстановки и убранства интерьера, тогда как персонажи выглядят довольно обобщенными и стаффажными. Виртуозное владение техникой рисунка и акварели позволила автору скрупулезно и достоверно передать все подробности интерьера гостиной. Премацци тщательно выписывает пышные узоры на ковре и обивке дивана и кресел, резьбу на рамах картин, языки пламени в камине. Зритель вслед за автором неторопливо рассматривает все предметы, расположенные на письменном столе, сюжеты и виды, изображенные на картинах, окно, отраженное в зеркале. Взгляд все время задерживается на чем-то и отмечает в акварели новые детали: то китайскую ширму, то корзину для бумаг, то подставку для каминных щипцов или чей-то скульптурный портрет. Преобладание теплых желтовато-зеленых оттенков и обилие гибких линий и мягких очертаний создает ощущение доброжелательности и приветливости. Перед нами гостеприимный дом, где царит атмосфера тишины и домашнего тепла, а каждый из обитателей сможет найти себе занятие по душе.

Интерьер Премацци принадлежит к числу весьма распространенных в середине века изображений не "архитектурного" интерьера, а "мебельного". В это время уходят в прошлое открытые светлые анфилады залов, образующие протяженное перетекающее пространство, комнаты становятся замкнутыми. Такая "изолированная" гостиная с плотными шторами на дверях и окнах представлена у Премацци. Обилие вещей и предметов в отдельном пространстве создает новое представление об интерьере, где главными ценностями становятся комфортный быт в закрытом приватном мире. Подобное убранство дворянских комнат наглядно демонстрирует изменения, произошедшие в русской культуре к середине 19 века.

Справочная информация

Интерьер - (с фр. Interieur - внутренний) внутреннее пространство общественного, жилого, промышленного здания, помещения в здании (комнаты, зал, вестибюль и т.д.). Изображение интерьера можно увидеть во многих картинах и декорациях. В одних произведениях интерьер служит той средой, в которой протекает действие, в другой - он является самостоятельной темой. Последние составляют особый жанр изобразительного искусства, которые так и называют - интерьером. Стаффаж - фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева