§ 2. Какие принципы лежат в основе геополитических моделей?
После Второй Мировой войны геополитика оказалась скомпрометированной как поощрявшая агрессию. Необходимо было переосмыслить старые теории с учетом новых реалий. В этом направлении работали представители так называемой консервативной школы.
Геополитическая модель мира С. Коэна. Новые идеи и дальнейшее развитие геополитики как науки связаны с американским геополитиком Солом Коэном. Его основные работы: «География и политика в разделенном мире» (1963 г.), «Новая карта глобального политического равновесия» (1982 г.). «Глобальные геополитические изменения в эру после «холодной войны» (1991 г.). С. Коэн ввел в геополитику новые, более сложные геополитические структуры мира и представления о многополюсности мира и динамике иерархии центров политической силы.
Было выделено три уровня геополитической организации мира:
— геостратегическая область (в мире их две — Торговый приморский и Евразийский континентальный мир);
— геополитический регион (их пять в Торговой приморской области — Приморская Европа и Магриб, Африка к югу от Сахары, Северная Америка и Карибский бассейн, Южная Америка, Островная Азия и Океания и два в Евразийском континентальном мире — Хартленд и Восточная Европа, Восточная Азия);
— нация-государство.
Геополитическая модель мира С. Коэна |
В модель С. Коэна входит и так называемая мировая «периферийная зона», включающая Африку и Латинскую Америку. Ближний Восток, Африка к югу от Сахары и Юго-Восточная Азия входят в «зоны разлома» — конфликтные районы геополитической нестабильности, где противостоят друг другу представители разных геостратегических областей, что выражается в острых межгосударственных и этнических конфликтах.
Кроме того, в качестве «транзитных государств» («государств-ворот») выступают территории, через которые осуществляется взаимодействие государств, относящихся к разным геостратегическим областям и регионам. Примеры транзитных государств: страны Балтии, Словения, Эритрея, Каталония, Страна Басков, Пенджаб, Квебек и др.
Геоэкономическая школа геополитики. В современных условиях изменилось содержание многих геополитических построений. Снизилась значимость силовой политики и фактора военной силы, исчезло стремление к однозначному росту размеров государства, так как в современных условиях национализма и сепаратизма это является фактором политической нестабильности, появились новые формы контроля над территориями: создание «марионеточных правительств», экономический неоимпериализм, возникли новые возможности для локализации очагов напряженности международными силами.
Важнейшим фактором мировой политики стала экономическая мощь государства, которая ныне оценивается не численностью армии и величиной территории, а параметрами экономического роста и успехами в борьбе за рынки сбыта. Таким образом, произошла замена основ геополитики — физическая география и географический детерминизм уступили место геополитической экономике.
Все это способствовало развитию геоэкономической школы, которая отдает приоритет экономическим факторам, определяющим поведение государств в мировой политике.
Основными ее представителями были Питер Тейлор — автор теории так называемых «геополитических кодов» и теоретических основ для объективного геополитического анализа на основе мир — системного подхода, Джордж Кеннан — автор стратегии сдерживания российских экспансионистских тенденций, Сэмэл Хантингтон — автор теории перерастания геополитических конфликтов в этнокультурные.
Геополитические коды. Это понятие было введено П. Тейлором. Он считал, что каждая территория имеет свой код (или географические основы внешней политики) — определенные, меняющиеся во времени зоны национальных интересов, сферы влияния интересов, геостратегий. Таким образом, задачей геополитики стала не выработка геостратегии, а анализ реалий и определение геополитического кода.
Выделяются три уровня кодов: локальный (оценка состояния соседних государств), региональный (оценка государств соответствующего региона), глобальный.
Количественная оценка геополитического кода проводится по числу международных организаций и соглашений, в которых принимает участие данная страна, по числу военных баз, визитов государственных деятелей и пр.
Геополитические коды постоянно меняются: это связано с динамикой статуса соответствующего государства. Например, государства, находящиеся в упадке, отказываются от своего глобального кода, а рост геополитического статуса позволяет включать в свой геополитический код глобальную компоненту (например, Япония, Китай).
Концепция мирового порядка (как система многосторонних и двусторонних отношений между государствами) основана на тесной взаимной связи геополитических кодов разного уровня. Геополитический порядок предполагает наличие определенной географии организации силы в мире (т. е. размещение центров силы разного порядка) и особых правил взаимодействия государств на международной арене.
Современный мировой порядок, или по терминологии геополитики — «новый мировой порядок», характеризуется формированием многополюсного мира. Его отличительные черты: усиление роли экономических факторов, формирование интеграционных и торговых блоков, участвующих наряду с государствами в мировой политике, появление новых глобальных противоречий (богатый Север — бедный Юг, Запад — Исламский мир, Западная Европа — США — Япония), усиление стран с большим экономическим и людским потенциалом — Китая, Японии и Германии.
Геополитическая школа в России. Долгое время геополитика в нашей стране считалась лженаукой, оправдывающей захватнические войны империалистических держав. Только с конца 80-х гг. XX в., когда были сняты идеологические запреты, геополитика стала развиваться и как теория (появилось много работ, посвященных осмыслению места России в мировом порядке), и как практика (работа Комитета Государственной Думы по геополитике).
Наибольшее распространение получила неоевразийская школа геополитики, представленная в работе Александра Дугина «Основы геополитики» (1997 г.). В данной концепции Россия признавалась наследницей великой евразийской империи и должна была противостоять «атлантическим» странам. Кроме того, существовала теория «острова России» (автор — В. Цимбурский), где Россия представляется отделенной от международной политики и развивается на острове, окруженном зонами нестабильности.
|